Практикум "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, ведь она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, ведь она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Такая тренировка-игра позволяет на 2-2,5 месяца ускорить созревание речевых областей коры мозга. Другими словами речь ребенка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.
Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него формируется внимание и память, связная речь, он подготовлен к письму. Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. А значит движения рук, напрямую связаны с развитием зрения. Эта взаимосвязь сохраняется на протяжении всего детства.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Они способствуют и творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Для того чтобы тактильные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малыша были самыми разнообразными, необходимо предлагать ему разные виды пальчиковых игр.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в практикуме «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста».
Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве.
Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства:
- Представим ненадолго себя на месте малыша, поиграем.
1. «Просыпаемся»
Ручки на столе лежат
И пока что крепко спят.
(Обе ладони прижаты к столу.)
Вдруг одна из них проснулась,
Сладко-сладко потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются.)
2. « По водицу»
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили.
(Изобразите ножки «человечков» указательным и средним пальцем.)
Принесли в ведре водицы,
(Изобразите «ведро» округлите плотно сжатые пальцы от мизинца до указательного, указательным и большим изобразите кольцо.)
Чтоб детишкам всем умыться.
(изобразите умывание: раскрытыми ладонями «трите» лицо.)
Вымыть уши, глазки наши
(Погладьте пальцами около глаз, ушей.)
И сварить на завтрак каши.
(Совершайте круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони.)
3. «Большая стирка»
Буду маме помогать.
Буду сам белье стирать.
(Изобразите стирку, потрите кулачками друг о друга.)
Мылом мылю я носки,
(Водите правым кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки,
(Потрите кулачками друг о друга.)
Сполосну носочки ловко
(Совершайте движения опущенными кистями вправо-влево.)
И повешу на веревку.
(Руки поднимите вверх, кисти согните, потом выпрямите, опустите руки.)
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру с пальцами сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.
Предлагаем вам ряд игр с такими предметами.
Игровая ситуация «Кукла с бусами»
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
(предлагается помочь собрать бусы ).
Следующая игра - с пуговицами:
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. ( выкладывают рисунок на любую тематику). После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью.
Предложить детям запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
(Можно месить мягкие кубики в коробе)
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
laquo;Дидактическая игра-это специально сознанная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу,скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»К.Н. ПоливановаДля детей ...

Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в дет...
Дидактическая игра, как средство развития речи у детей раннего возраста
Вводная часть.Задачи дидактической игры на занятиях по развитию речи.Направления организации дидактических игр по развитию речи.Требования к нагляному материалу для диактических игр....
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковая игра как средство развитие речи для детей раннего возраста
Игры на основе активизации моторики кистей рук являются мощным тонизирующим средством для различных зон коры больших полушарий, подкорковых образований головного мозга. Благодаря пальчиков...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста».
О проблемах развития речи у современных дошкольников и способах их решения через пальчиковые игры и упражнения....