Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ
учебно-методический материал по развитию речи

Воронькова Елена Викторовна

В данном материале описываются основные этапы игры  "Хорошо -плохо" (ТРИЗ-РТВ) и варианты её использования на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_horosho_-ploho.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воронькова Елена Викторовна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством

дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ

Развитие и формирование речи является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, а также самой важной и трудной задачей на сегодняшний день.

В век высоких технологий, не секрет, что современные дети не умеют общаться, играть. Они предпочитают больше сидеть за телевизором, компьютером и гаджетами, на вопросы отвечать короткими фразами. А ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Ведь как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения .

Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и успешнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Для полноценного развития  речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Сегодня, на мой взгляд, одной из лучших педагогических технологий для развития речи  у детей дошкольного возраста являются инструменты ТРИЗ-РТВ.

 Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение, а так же плодотворно влияет  на развитие  речи детей. ТРИЗ-РТВ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» в развитии речи детей дошкольного возраста используется:

  • для расширения словарного запаса (4-5 лет);
  • для выработки умения аргументировать ситуацию и делать выводы;
  • для развития вариативности мышления (5-6 лет);

        I этап игры (индивидуальная работа)

Для игры выбираем объекты «безразличные» для ребенка: тарелка, ножницы, шарф и т. п. Показываем ребенку сам объект или предметную картинку. Не акцентируем внимание,   сначала на «хорошо» или «плохо». Ребенок выбирает свой вариант ответа. Например, ножницы это «хорошо», так как с их помощью мы можем вырезать красивые картинки. Или  «плохо»,  так как можно пораниться, если не соблюдать правила безопасности при работе с ними. Другому ребенку показываем  уже другую картинку (объект) ,тоже без акцентирования «хорошо или плохо».

Затем демонстрируем   одну картинку (объект) , но задаем вопрос «хорошо или плохо»  уже всем детям. В итоге дети делают вывод , что объект один ,а ответов может быть много. Таким образом закладываются основы диалектики ( ФОП ДО ) и вариативность мышления.

II этап игры (фронтальная работа)

На втором этапе игры выбираем объекты, которые имеют для ребенка значимость-нравятся или не нравятся. Например: мороженое и  укол.  Для детей обычно мороженое ассоциируется с чем то очень вкусным и приятным, а укол с болью и страхом. Для современных дошкольников  может быть открытием, что мороженое это «плохо» ,так как может заболеть  горло, а укол может быть  «хорошо» ,так  помогает человеку выздороветь.

III этап игры(ситуация)

Для ребенка выбираем ситуацию. Это может быть иллюстративная картинка или можно проиграть ситуацию. Например: порезал палец, помог маме, угостил друга и т.п. Ребенок должен попробовать объяснить, что в этой ситуации «хорошо» или  что «плохо».

Вариант ответа: « Вася порезал палец  это «плохо», потому что ему больно».

Вариант ответа: «Вася порезал палец, но это  «хорошо», так как теперь он знает, что это опасно и теперь будет осторожен с острыми предметами»

IV этап игры (цепочка)

Выбираем ситуацию. Дети по очереди говоря что «хорошо или плохо». Педагог задаёт вопросы, «ведёт» диалог. Например, пошел дождь, что в этом плохого?А что может быть  в этом хорошего? Затем составляется цепочка ответа: «Пошел дождь и это хорошо, потому….Но это может  и плохо, потому что…»

        На основе одной этой  игры «Хорошо-плохо» или любого из её этапов можно построить целое занятие или использовать в качестве разминки. Эта игра эффективно применяется  и в коррекционных (логопедических) группах ДОУ.

К игре нужно возвращаться постоянно, например:

- на занятии по математике найти с детьми «ошибки» героя (что «хорошего», а что «плохого» , если допущены ошибки при выполнении задания);

- при анализе поступков героев (что было бы если герой поступил по другому);

-при анализе природных явлений(снег пошел);

-при анализе бытовых ситуаций (как нужно общаться, чтобы не ссориться);

-можно разделиться на команды и провести игру-соревнование(одна команда  называет только что «хорошо», вторая  что «плохо», затем меняются)

-в самостоятельной творческой деятельности ;

         Дидактическая игра «Хорошо-плохо»  рамках технологии ТРИЗ-РТВ способствует развитию речи дошкольников ,учит  анализировать,  делать выводы, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи и расширять творческий потенциал ребенка, что соответствует ФОП ДО.

Литература:

1.Пчелкина Е.Л. курс вебинаров  «Использование инструментов ТРИЗ-РТВ для реализации целей ФОП ДО и ФОП НОО на занятиях по развитию речи детей», 2023 год.

2.Пчелкина Е.Л. «Дариз», изд. Галактика ,2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Развитие связной речи является центральной, главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Для того, чтобы успешно...

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством дидактической игры»

План по самообразованию «Развитие речи детей  дошкольного возраста, посредством дидактической игры»...