Технологическая карта ООД по развитию речи во 2 младшей группе "Знакомство с латышской народной сказкой Лесной Мишка и Проказница-Мышка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Назарова Ксения Андреевна

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи (интерес к художественной литературе) во второй младшей группе детского сада "Знакомство с латышской народной сказкой "Лесной Мишка и Проказница-Мышка" обр. Ю.Ванага, пер. Л. Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_nazarova_k.a.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 176 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара

(Дошкольные группы)

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности

во 2 младшей группе детского сада

«Знакомство с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»

Picture background

Разработала:

Назарова Ксения Андреевна,

воспитатель ДГ МБОУ Школы №176 г.о.Самара

Самара, 2024

Тема ООД: «Знакомство с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка» обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой»

Ведущая образовательная область – речевое развитие.

Содержательная линия - интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Воспитание у детей любви к художественной литературе в процессе слушания латышской народной сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка» в процессе ООД.

Задачи:

- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (сказки о животных);

- формировать навык совместного слушания выразительного рассказывания (с наглядным сопровождением);

- способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (последовательность событий в сказке);

- формировать умение внятно, не спеша воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок в играх-драматизациях;

- поддерживать положительные эмоциональные проявления детей в процессе совместного слушания художественных произведений.

Обучающие:

  • Познакомить детей с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;
  • Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», запоминать сюжет сказки;
  • Формировать у детей умение показывать сказку с помощью ложкового театра.

Развивающие:

  • Развивать у детей психические процессы (память, мышление, внимание) в процессе слушания сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к прослушиванию латышской народной сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;
  • Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос.

Образовательная область

Задачи воспитателя

Социально – коммуникативное развитие

Создать условия для:

- развития общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками;

- развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведения;

- формирования у детей умения оценивать поступки героев.

Речевое развитие

Создать условия для:

- формирования умения активно отвечать на вопросы по ходу чтения сказки;

-обогащения словарного запаса детей новыми словами «соты», «ловушка», «петля»;

- формирования умения вести ситуативный диалог со взрослым и сверстниками.

Познавательное развитие

Создать условия для:

- развития познавательного интереса, любознательности;

- развития внимания и памяти.

Физическое развитие

Создать условия для:

- развития умения входить в образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

Художественно-эстетическое развитие

Создать условия для:

- воспитания интереса к художественной литературе, желание слушать литературные произведения.

Форма ООД: Занятие-игра.

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Методы обучения и воспитания: Беседа, чтение художественного слова, эмоциональное стимулирование игровой ситуацией, демонстрация, показ, напоминание, игра, поручение, поощрение.

Оборудование: Мягкая игрушка – медведь, книга с латышской сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», иллюстрации к латышской сказке «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», ложки с изображением героев сказки (Мишка, Мышка), шнурок.

Предварительная работа: презентация «Мои любимые сказки», рассматривание плюшевых игрушек и картинок мишки и мышки, загадывание загадок, чтение р.н.с. «Вершки и корешки», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка».

Этап, задача

Методы, приемы

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

Планируемый результат

#1052;отивация на совместную деятельность (мотивационный этап)

Задача: смотивировать детей на совместную деятельность.

Беседа

Чтение художественного слова

Эмоциональное стимулирование игровой ситуацией

Демонстрация

Поощрение

Воспитатель привлекает внимание детей, которые заняты самостоятельной деятельностью на ковре, читает художественное слово и показывает движения:

Собрались все дети в круг, (Разведение рук в стороны)
Я – твой друг и ты – мой друг. (Показываем указательным пальцем на себя и на друга)
Вместе за руки возьмемся (Взять друг друга за руки)
И друг другу улыбнемся! (Улыбнуться другу справа и слева)

- Ребята, покажите, как вы улыбаетесь!

Воспитатель наблюдает, чтобы все дети улыбнулись.

- Ребята, какие у вас красивые улыбки.

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность, создавая игровую ситуацию.

-Ребята, а вам интересно узнать, кто сегодня нам пришёл в гости?

- Отлично! А чтобы нам это узнать, нужно отгадать загадку.

Я прочитаю вам загадку, а вы слушайте внимательно!

Воспитатель читает загадку про мишку.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его?...(медведь)

- А вы хотите, чтобы мишка пришёл к нам в гости?

Скажем все вместе: «Мишка, приходи».

Воспитатель и дети зовут игрушку.

- Ребята, посмотрите, Мишка нас услышал.

Воспитатель держит в руках мягкую игрушку – медведя.

- Давайте поздороваемся с Мишкой. Скажем: «Здравствуй, Мишка».

Воспитатель и дети здороваются с игрушкой. Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка! Я пришёл к вам не просто так. Ребята, посмотрите, что же у меня в лапках?»

- Ребята, что же Мишка держит в лапках?

- Верно! Это книга! Мишка, а зачем тебе книга?

Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Ребята, недавно, моя мама рассказала мне сказку про медведя. Она мне так понравилась, что я захотел послушать её ещё раз. Вы хотите послушать вместе со мной?»

- Ребята, вы хотите послушать сказку про медведя?

- Отлично! Тогда давайте сядем на свои места. Садимся правильно: спинка прямо, ножки вместе, ручки на коленях.

Дети играют на ковре, собираются в круг, повторяют движения за воспитателем, отгадывают загадку, здороваются с игрушкой, слушают и отвечают на вопросы воспитателя, проявляют желание послушать сказку.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность

2. Рассказывание сказки (основной этап)

Задачи:

-Формировать интерес к чтению латышской сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;

-Развивать у детей восприятие в процессе рассматривания иллюстраций к сказке;

-Развивать у детей психические процессы (память, мышление, внимание) в процессе слушания сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка;

-Познакомить детей с латышской сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;

-Формировать у детей понятия «Соты», «Ловушка», «Петля».

Беседа;

Демонстрация;

Чтение художественного слова.

Дети сидят на стульях, воспитатель находится напротив них.

- Ребята, вы готовы слушать сказку?

- Отлично! Мишка, а ты готов?

Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Да, я готов слушать сказку. Я буду сидеть на стульчике».

- Ребята, если все готовы, то я начну рассказывать сказку.

Воспитатель читает детям сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка». Во время чтения, воспитатель объясняет детям незнакомые слова, помещает на мольберт иллюстрации к сказке.

Объяснение незнакомых слов:

Соты – это ячейки, которые делают пчёлы, чтобы хранить там мёд.

Ловушка – это такое сооружение, с помощью которого можно ловить зверей, птиц, рыб.

Петля – это верёвка с завязанным концом в виде кольца.

Дети сидят на стульях, слушают воспитателя, отвечают на вопросы, слушают сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», рассматривают иллюстрации к сказке.

Дети проявляют интерес к чтению латышской сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;

Дети рассматривают иллюстрации к сказке;

Дети внимательно слушают сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;

Дети знают латышскую сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;

Дети знают и применяют в речи понятия «Соты», «Ловушка», «Петля».

3. Беседа по сказке

Задачи:

Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос;

Развивать у детей диалогическую речь в процессе ответа на вопросы воспитателя;

Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», запоминать сюжет сказки.

Беседа

Демонстрация;

Чтение художественного слова;

Напоминание;

Поощрение.

Дети сидят на стульях, воспитатель сидит напротив них. Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Ребята, мне стало интересно, кто из вас внимательно слушал сказку. Сейчас мы это узнаем»

Воспитатель задаёт детям вопросы по сказке.

- Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы по сказке, а вы будете отвечать. Но только давайте договоримся, что отвечаем по-одному, не будем кричать. Если кто-то отвечает, то остальные внимательно слушают. Вам понравилась сказка?

- Мне тоже очень понравилась сказка. О ком эта сказка?

- Правильно! Это сказка о Лесном Мишке и Проказнице-Мышке. А что делал мишка всю зиму?

- Верно! Мишка спал. А где же он спал?

-(Имя ребенка), скажи полным предложением. Мишка спал в берлоге. А кто жил рядом с мишкой?

- Правильно! Рядом с мишкой жила мышка. А как мышка оказалась у мишки в берлоге?

- (Имя ребенка), скажи полным предложением: мышка случайно забежала в мишке в берлогу.

- А куда мышка попала?

- Правильно! Она попала к мишке в ухо. А что мишка хотел сделать с мышкой?

- Да, он хотел её раздавить. В сказке так и написано: «Моё ухо – нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!». А кто помнит, что мышка ответила мишке?

- Мышка просила отпустить её. Она так и ответила: «Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!» А Мишка отпустил мышку?

- Да, но сначала Мишка посмеялся над мышкой, но всё же отпустил её. А вы помните, что ночью мишка вылез из берлоги и побрёл по лесу, а куда же он угодил?

- Верно! Он угодил в ловушку. А мышка услышала рёв мишки? А она помогла ему?

- Конечно! А как, кто помнит?

- Мышка перегрызла петлю и освободила медведя. Она правильно сделала, что помогла мишке?

- Я тоже так думаю. А как потом стали жить мышка и мишка?

- Верно! В сказке так и сказано: «С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его ухе».

- Ребята, я вижу, что вы внимательно меня слушали. Мишка, видишь, ребята, очень хорошо запомнили сказку.

Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Да, ребята, вы большие молодцы! Вы смогли ответить на все вопросы, и мне, кажется, настало время поиграть.

- Ребята, вы хотите поиграть с Мишкой?

- Тогда давайте встанем в круг, так, чтобы не мешать друг другу.

Дети сидят на стульях, слушают воспитателя, отвечают на вопросы по содержанию сказки, проявляют желание поиграть.

Дети проявляют дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница мышка», знают сюжет сказки.

4. Физминутка

(2 мин)

Задачи:

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Беседа;

Демонстрация;

Чтение художественного слова;

Показ;

Поощрение.

Воспитатель побуждает детей встать со стульев и образовать круг.

- Ребята, Мишка рассказал мне очень интересную игру. Сейчас я буду показывать вам движения, вы за мной будете повторять. Договорились?

Воспитатель проводит физминутку «Мишка», показывает движения и проговаривает слова, наблюдает, чтобы все дети выполняли движения.

Мишка, лапки подними (поднять руки вверх)

Мишка, лапки опусти (опустить руки, вдоль туловища)

Мишка, Мишка, покружись (повернуться по кругу)

А потом земли коснись (присесть, коснуться пола рукой)

И животик свой потри,

Раз, два, три! (провести рукой по животу по часовой

стрелке)

- Ребята, вам понравилось?

- Мишка, а все ребята справились с игрой?

Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Да, ребята большие молодцы! Были, как настоящие медвежата».

- Ребята, а как еще медвежата умеют ходить по лесу в развалочку?

- Ребята, теперь вы можете сесть на свои места.

Дети выходят на ковёр, встают в круг, слушают воспитателя, повторяют движения за воспитателем.

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности.

5. Инсценировка сказки с помощью ложкового театра.

Задачи:

Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу;

Развивать у детей диалогическую речь в процессе инсценировки сказки;

Формировать у детей умение показывать сказку с помощью ложкового театра.

Демонстрация;

Чтение художественного слова;

Показ;

Игра;

Поощрение.

«Ребята, как же мне нравится эта сказка, что я хочу поиграть в неё. Вы мне поможете в этом?»

- Ребята, поможем Мишке?

- Отлично! Я думаю, у вас всё получится!

Дети сидят на стульях, воспитатель сидит напротив них.

- Ребята, но играть сказку мы будем необычным способом – с помощью ложек. Давайте вспомним, какие герои есть в сказке?

- Молодцы! В сказке есть мишка и мышка.

Воспитатель показывает детям ложки с изображением героев сказки.

- Посмотрите, у меня есть вот такие ложки. На них как раз изображены герои нашей сказки. Мне кажется, что роль мишки должен исполнить мальчик. Мальчики, кто хочет исполнить роль мишки?

- (Имя ребенка), мне кажется, из тебя получится отличный мишка.

- Я думаю, что роль мышки должна исполнить девочка. Девочки, кто из вас хочет исполнить роль мышки?

-(Имя ребенка), ты хочешь быть мышкой. Ребята, вы не против?

- Хорошо! (Имя ребенка), я думаю, что ты отлично сыграешь роль мышки. Остальные ребята будут зрителями. У вас тоже важная роль. Вы должны смотреть сказку внимательно. Мишка, сегодня ты тоже будешь зрителем. Ребята, а что нам понадобится для сказки?

- Правильно! Нам нужна ловушка для мишки. А из чего же мы можем её сделать?

- Отличная идея, (Имя ребенка)! Шнурок нам может заменить ловушку. Итак, ребята, мы готовы играть сказку. Начинаем!

Воспитатель побуждает детей проговорить слова, прорепетировать роль. Затем, читает сказку, наблюдает за деятельностью детей.

- Зрители, вам понравилась сказка?

- Мишка, а тебе?

Воспитатель говорит от лица игрушки:

«Мне очень понравилась, как ребята играли, но мне уже пора уходить к своей маме. До свидания, ребята!»

- Ребята, давайте скажем мишке: «До свидания!»

Воспитатель и дети прощаются с игрушкой.

Дети сидят на стульях, отвечают на вопросы воспитателя, распределяют роли, репетируют слова и действия, инсценируют сказку.

Дети проявляют дружелюбные отношения друг другу;

Дети вступают в диалог в процессе инсценировки сказки;

Дети показывают сказку с помощью ложкового театра.

6. Подведение итогов (рефлексивный этап)

Задача:

Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа;

Поощрение.

- Ребята, а кто к нам приходил в гости?

- Верно! К нам приходил Мишка! А что он хотел?

- Правильно! Он приходил за помощью, он хотел послушать сказку. А мы смогли ему помочь?

- Вы большие молодцы! А кто же запомнил, как называлась сказка?

- Отлично! Сказка называлась «Лесной Мишка и Проказница-Мышка». А что мы ещё делали?

- Мы показали Мишке сказку.

-Ребята, а почему у нас всё получилось? (ответы детей)

Ребята, вы сегодня большие молодцы!

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Приложение

«ЛЕСНОЙ МИШКА И ПРОКАЗНИЦА-МЫШКА»

Латышская сказка.

Медведь –Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные меда.

Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.

–– Мое ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину!

–– Не дави меня, Мишка, – стала жалобно просить Проказница, – лучше отпусти, я тебе пригожусь!

Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.

Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу, да и угодил в ловушку. Рвался он из петли, что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет?

Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница Мышка» с использованием элементов драматизации в младшей группе.

Програмное содержание:речевое развитие:развивать и активизировать речь детей;развивать звуковую и интонационную культуру речи.социально-коммуникативное развитие:обогатить понимание детьми эмоций радос...

Технологическая карта занятия по развитию речи в младшей группе

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитиеТема занятия: интегрированное занятие по развитию речи (выразительное чтение прои...

Сказка "Лесной мишка и проказница мышка"

Сказка для детей младшего дошкольного возраста...

Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами конструирования по русской народной сказке «Теремок»

Тема: «Путешествие в сказочный лес»Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)Форма проведения: подгрупповаяФорма организации: речевая, творческая.Интеграция образовательных областей: соци...