Технологическая карта ООД по развитию речи во 2 младшей группе "Знакомство с латышской народной сказкой Лесной Мишка и Проказница-Мышка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи (интерес к художественной литературе) во второй младшей группе детского сада "Знакомство с латышской народной сказкой "Лесной Мишка и Проказница-Мышка" обр. Ю.Ванага, пер. Л. Воронковой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 176 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара
(Дошкольные группы)
Технологическая карта
организованной образовательной деятельности
во 2 младшей группе детского сада
«Знакомство с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»
Разработала:
Назарова Ксения Андреевна,
воспитатель ДГ МБОУ Школы №176 г.о.Самара
Самара, 2024
Тема ООД: «Знакомство с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка» обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой»
Ведущая образовательная область – речевое развитие.
Содержательная линия - интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Воспитание у детей любви к художественной литературе в процессе слушания латышской народной сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка» в процессе ООД.
Задачи:
- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (сказки о животных);
- формировать навык совместного слушания выразительного рассказывания (с наглядным сопровождением);
- способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (последовательность событий в сказке);
- формировать умение внятно, не спеша воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок в играх-драматизациях;
- поддерживать положительные эмоциональные проявления детей в процессе совместного слушания художественных произведений.
Обучающие:
- Познакомить детей с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;
- Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», запоминать сюжет сказки;
- Формировать у детей умение показывать сказку с помощью ложкового театра.
Развивающие:
- Развивать у детей психические процессы (память, мышление, внимание) в процессе слушания сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка.
Воспитательные:
- Формировать интерес к прослушиванию латышской народной сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»;
- Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос.
Образовательная область | Задачи воспитателя |
Социально – коммуникативное развитие | Создать условия для: - развития общения и взаимодействия со взрослым и сверстниками; - развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведения; - формирования у детей умения оценивать поступки героев. |
Речевое развитие | Создать условия для: - формирования умения активно отвечать на вопросы по ходу чтения сказки; -обогащения словарного запаса детей новыми словами «соты», «ловушка», «петля»; - формирования умения вести ситуативный диалог со взрослым и сверстниками. |
Познавательное развитие | Создать условия для: - развития познавательного интереса, любознательности; - развития внимания и памяти. |
Физическое развитие | Создать условия для: - развития умения входить в образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. |
Художественно-эстетическое развитие | Создать условия для: - воспитания интереса к художественной литературе, желание слушать литературные произведения. |
Форма ООД: Занятие-игра.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Методы обучения и воспитания: Беседа, чтение художественного слова, эмоциональное стимулирование игровой ситуацией, демонстрация, показ, напоминание, игра, поручение, поощрение.
Оборудование: Мягкая игрушка – медведь, книга с латышской сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», иллюстрации к латышской сказке «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», ложки с изображением героев сказки (Мишка, Мышка), шнурок.
Предварительная работа: презентация «Мои любимые сказки», рассматривание плюшевых игрушек и картинок мишки и мышки, загадывание загадок, чтение р.н.с. «Вершки и корешки», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка».
Этап, задача | Методы, приемы | Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности детей | Планируемый результат |
#1052;отивация на совместную деятельность (мотивационный этап) Задача: смотивировать детей на совместную деятельность. | Беседа Чтение художественного слова Эмоциональное стимулирование игровой ситуацией Демонстрация Поощрение | Воспитатель привлекает внимание детей, которые заняты самостоятельной деятельностью на ковре, читает художественное слово и показывает движения: Собрались все дети в круг, (Разведение рук в стороны) - Ребята, покажите, как вы улыбаетесь! Воспитатель наблюдает, чтобы все дети улыбнулись. - Ребята, какие у вас красивые улыбки. Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность, создавая игровую ситуацию. -Ребята, а вам интересно узнать, кто сегодня нам пришёл в гости? - Отлично! А чтобы нам это узнать, нужно отгадать загадку. Я прочитаю вам загадку, а вы слушайте внимательно! Воспитатель читает загадку про мишку. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его?...(медведь) - А вы хотите, чтобы мишка пришёл к нам в гости? Скажем все вместе: «Мишка, приходи». Воспитатель и дети зовут игрушку. - Ребята, посмотрите, Мишка нас услышал. Воспитатель держит в руках мягкую игрушку – медведя. - Давайте поздороваемся с Мишкой. Скажем: «Здравствуй, Мишка». Воспитатель и дети здороваются с игрушкой. Воспитатель говорит от лица игрушки: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка! Я пришёл к вам не просто так. Ребята, посмотрите, что же у меня в лапках?» - Ребята, что же Мишка держит в лапках? - Верно! Это книга! Мишка, а зачем тебе книга? Воспитатель говорит от лица игрушки: «Ребята, недавно, моя мама рассказала мне сказку про медведя. Она мне так понравилась, что я захотел послушать её ещё раз. Вы хотите послушать вместе со мной?» - Ребята, вы хотите послушать сказку про медведя? - Отлично! Тогда давайте сядем на свои места. Садимся правильно: спинка прямо, ножки вместе, ручки на коленях. | Дети играют на ковре, собираются в круг, повторяют движения за воспитателем, отгадывают загадку, здороваются с игрушкой, слушают и отвечают на вопросы воспитателя, проявляют желание послушать сказку. | Дети замотивированы на предстоящую деятельность |
2. Рассказывание сказки (основной этап) Задачи: -Формировать интерес к чтению латышской сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»; -Развивать у детей восприятие в процессе рассматривания иллюстраций к сказке; -Развивать у детей психические процессы (память, мышление, внимание) в процессе слушания сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка; -Познакомить детей с латышской сказкой «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»; -Формировать у детей понятия «Соты», «Ловушка», «Петля». | Беседа; Демонстрация; Чтение художественного слова. | Дети сидят на стульях, воспитатель находится напротив них. - Ребята, вы готовы слушать сказку? - Отлично! Мишка, а ты готов? Воспитатель говорит от лица игрушки: «Да, я готов слушать сказку. Я буду сидеть на стульчике». - Ребята, если все готовы, то я начну рассказывать сказку. Воспитатель читает детям сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка». Во время чтения, воспитатель объясняет детям незнакомые слова, помещает на мольберт иллюстрации к сказке. Объяснение незнакомых слов: Соты – это ячейки, которые делают пчёлы, чтобы хранить там мёд. Ловушка – это такое сооружение, с помощью которого можно ловить зверей, птиц, рыб. Петля – это верёвка с завязанным концом в виде кольца. | Дети сидят на стульях, слушают воспитателя, отвечают на вопросы, слушают сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», рассматривают иллюстрации к сказке. | Дети проявляют интерес к чтению латышской сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»; Дети рассматривают иллюстрации к сказке; Дети внимательно слушают сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»; Дети знают латышскую сказку «Лесной Мишка и Проказница-Мышка»; Дети знают и применяют в речи понятия «Соты», «Ловушка», «Петля». |
3. Беседа по сказке Задачи: Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос; Развивать у детей диалогическую речь в процессе ответа на вопросы воспитателя; Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница-Мышка», запоминать сюжет сказки. | Беседа Демонстрация; Чтение художественного слова; Напоминание; Поощрение. | Дети сидят на стульях, воспитатель сидит напротив них. Воспитатель говорит от лица игрушки: «Ребята, мне стало интересно, кто из вас внимательно слушал сказку. Сейчас мы это узнаем» Воспитатель задаёт детям вопросы по сказке. - Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы по сказке, а вы будете отвечать. Но только давайте договоримся, что отвечаем по-одному, не будем кричать. Если кто-то отвечает, то остальные внимательно слушают. Вам понравилась сказка? - Мне тоже очень понравилась сказка. О ком эта сказка? - Правильно! Это сказка о Лесном Мишке и Проказнице-Мышке. А что делал мишка всю зиму? - Верно! Мишка спал. А где же он спал? -(Имя ребенка), скажи полным предложением. Мишка спал в берлоге. А кто жил рядом с мишкой? - Правильно! Рядом с мишкой жила мышка. А как мышка оказалась у мишки в берлоге? - (Имя ребенка), скажи полным предложением: мышка случайно забежала в мишке в берлогу. - А куда мышка попала? - Правильно! Она попала к мишке в ухо. А что мишка хотел сделать с мышкой? - Да, он хотел её раздавить. В сказке так и написано: «Моё ухо – нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!». А кто помнит, что мышка ответила мишке? - Мышка просила отпустить её. Она так и ответила: «Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!» А Мишка отпустил мышку? - Да, но сначала Мишка посмеялся над мышкой, но всё же отпустил её. А вы помните, что ночью мишка вылез из берлоги и побрёл по лесу, а куда же он угодил? - Верно! Он угодил в ловушку. А мышка услышала рёв мишки? А она помогла ему? - Конечно! А как, кто помнит? - Мышка перегрызла петлю и освободила медведя. Она правильно сделала, что помогла мишке? - Я тоже так думаю. А как потом стали жить мышка и мишка? - Верно! В сказке так и сказано: «С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его ухе». - Ребята, я вижу, что вы внимательно меня слушали. Мишка, видишь, ребята, очень хорошо запомнили сказку. Воспитатель говорит от лица игрушки: «Да, ребята, вы большие молодцы! Вы смогли ответить на все вопросы, и мне, кажется, настало время поиграть. - Ребята, вы хотите поиграть с Мишкой? - Тогда давайте встанем в круг, так, чтобы не мешать друг другу. | Дети сидят на стульях, слушают воспитателя, отвечают на вопросы по содержанию сказки, проявляют желание поиграть. | Дети проявляют дружелюбные отношения друг к другу в процессе ответа на вопрос. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки «Лесной Мишка и Проказница мышка», знают сюжет сказки. |
4. Физминутка (2 мин) Задачи: Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Беседа; Демонстрация; Чтение художественного слова; Показ; Поощрение. | Воспитатель побуждает детей встать со стульев и образовать круг. - Ребята, Мишка рассказал мне очень интересную игру. Сейчас я буду показывать вам движения, вы за мной будете повторять. Договорились? Воспитатель проводит физминутку «Мишка», показывает движения и проговаривает слова, наблюдает, чтобы все дети выполняли движения. Мишка, лапки подними (поднять руки вверх) Мишка, лапки опусти (опустить руки, вдоль туловища) Мишка, Мишка, покружись (повернуться по кругу) А потом земли коснись (присесть, коснуться пола рукой) И животик свой потри, Раз, два, три! (провести рукой по животу по часовой стрелке) - Ребята, вам понравилось? - Мишка, а все ребята справились с игрой? Воспитатель говорит от лица игрушки: «Да, ребята большие молодцы! Были, как настоящие медвежата». - Ребята, а как еще медвежата умеют ходить по лесу в развалочку? - Ребята, теперь вы можете сесть на свои места. | Дети выходят на ковёр, встают в круг, слушают воспитателя, повторяют движения за воспитателем. | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности. |
5. Инсценировка сказки с помощью ложкового театра. Задачи: Формировать у детей дружелюбные отношения друг к другу; Развивать у детей диалогическую речь в процессе инсценировки сказки; Формировать у детей умение показывать сказку с помощью ложкового театра. | Демонстрация; Чтение художественного слова; Показ; Игра; Поощрение. | «Ребята, как же мне нравится эта сказка, что я хочу поиграть в неё. Вы мне поможете в этом?» - Ребята, поможем Мишке? - Отлично! Я думаю, у вас всё получится! Дети сидят на стульях, воспитатель сидит напротив них. - Ребята, но играть сказку мы будем необычным способом – с помощью ложек. Давайте вспомним, какие герои есть в сказке? - Молодцы! В сказке есть мишка и мышка. Воспитатель показывает детям ложки с изображением героев сказки. - Посмотрите, у меня есть вот такие ложки. На них как раз изображены герои нашей сказки. Мне кажется, что роль мишки должен исполнить мальчик. Мальчики, кто хочет исполнить роль мишки? - (Имя ребенка), мне кажется, из тебя получится отличный мишка. - Я думаю, что роль мышки должна исполнить девочка. Девочки, кто из вас хочет исполнить роль мышки? -(Имя ребенка), ты хочешь быть мышкой. Ребята, вы не против? - Хорошо! (Имя ребенка), я думаю, что ты отлично сыграешь роль мышки. Остальные ребята будут зрителями. У вас тоже важная роль. Вы должны смотреть сказку внимательно. Мишка, сегодня ты тоже будешь зрителем. Ребята, а что нам понадобится для сказки? - Правильно! Нам нужна ловушка для мишки. А из чего же мы можем её сделать? - Отличная идея, (Имя ребенка)! Шнурок нам может заменить ловушку. Итак, ребята, мы готовы играть сказку. Начинаем! Воспитатель побуждает детей проговорить слова, прорепетировать роль. Затем, читает сказку, наблюдает за деятельностью детей. - Зрители, вам понравилась сказка? - Мишка, а тебе? Воспитатель говорит от лица игрушки: «Мне очень понравилась, как ребята играли, но мне уже пора уходить к своей маме. До свидания, ребята!» - Ребята, давайте скажем мишке: «До свидания!» Воспитатель и дети прощаются с игрушкой. | Дети сидят на стульях, отвечают на вопросы воспитателя, распределяют роли, репетируют слова и действия, инсценируют сказку. | Дети проявляют дружелюбные отношения друг другу; Дети вступают в диалог в процессе инсценировки сказки; Дети показывают сказку с помощью ложкового театра. |
6. Подведение итогов (рефлексивный этап) Задача: Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа; Поощрение. | - Ребята, а кто к нам приходил в гости? - Верно! К нам приходил Мишка! А что он хотел? - Правильно! Он приходил за помощью, он хотел послушать сказку. А мы смогли ему помочь? - Вы большие молодцы! А кто же запомнил, как называлась сказка? - Отлично! Сказка называлась «Лесной Мишка и Проказница-Мышка». А что мы ещё делали? - Мы показали Мишке сказку. -Ребята, а почему у нас всё получилось? (ответы детей) Ребята, вы сегодня большие молодцы! | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя. | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
Приложение «ЛЕСНОЙ МИШКА И ПРОКАЗНИЦА-МЫШКА» Латышская сказка.
Медведь –Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные меда. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу. –– Мое ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину! –– Не дави меня, Мишка, – стала жалобно просить Проказница, – лучше отпусти, я тебе пригожусь! Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил. Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу, да и угодил в ловушку. Рвался он из петли, что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение художественной литературы Сказка «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю Ванга, пер. Л.Воронковой
Рекомендации родителям...
Сказка Лесной Мишка и проказница Мышка
Литовская сказка...

Конспект занятия по ознакомлению с латышской народной сказкой «Лесной Мишка и Проказница Мышка» с использованием элементов драматизации в младшей группе.
Програмное содержание:речевое развитие:развивать и активизировать речь детей;развивать звуковую и интонационную культуру речи.социально-коммуникативное развитие:обогатить понимание детьми эмоций радос...

Технологическая карта занятия по развитию речи в младшей группе
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитиеТема занятия: интегрированное занятие по развитию речи (выразительное чтение прои...

Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами конструирования по русской народной сказке «Теремок»
Тема: «Путешествие в сказочный лес»Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)Форма проведения: подгрупповаяФорма организации: речевая, творческая.Интеграция образовательных областей: соци...

