Выступление «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Колмыкова Светлана Сергеевна

Современный мир наложил свой отпечаток на развитие детей. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. А много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка? Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал), включив в лучшем случае мультфильм, в худшем - давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Так же и компьютерные игры развивают плоскостное мышление у детей с однообразным алгоритмом действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современный мир наложил свой отпечаток на развитие детей. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. А много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка? Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал), включив в лучшем случае мультфильм, в худшем - давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Так же и компьютерные игры развивают плоскостное мышление у детей с однообразным алгоритмом действий.

Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад. Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.

Общая задача развития речи у детей дошкольного возраста состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) и монологической связной речи, воспитания интереса к художественному слову. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным для него является умение построить связное выказывание. Развитие связной речи (монологической и диалогической) проводится как во время образовательной деятельности, в процессе пересказа художественных произведений, составления связных рассказов по картинкам и др., так и во время свободного общения детей с педагогом и сверстниками, а также в играх. Одним из видов игр дошкольников является театрализованная игра, в процессе которой активно формируется связная речь.
Театрализованные игры и игры драматизации способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи — словаря, грамматического строя, помогают усвоить богатство родного языка, его выразительные средства.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.  

Пересказывая художественный текст, на основе которого будет строиться игра-драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка (сравнения, олицетворения, метафоры, синонимы, антонимы и др).

Свою работу по театрализованной деятельности мы начали со второй младшей группы.

В группе был оборудован театральный уголок, где размещены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, а так же маски, реквизит.

В книжном уголке подобрали художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. картотеки дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи «Телефон», «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается?

– В работе над звуковой стороной речи, «Из какой сказки персонаж?» и т.д.

Были изготовлены дидактические игры на липучках по сказкам.

Всё это привлекало внимание детей. Они с интересом рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки»), которые мы показывали, а дети повторяли, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходили к театрализованной деятельности. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» показывали в разных вариантах театра: настольный, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагали детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводили небольшим этюдам, в которых сам воспитатель показывал образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, проводили беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

С детьми среднего дошкольного возраста часто использовали игры с разными видами театра: «Придумай сказку». Дети с удовольствием включались в  придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима. В которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Детям предлагалось с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой».

При чтении произведения старались использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводили беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение

было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что

произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были  использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому  принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать  художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Для запоминания текста использовали мнемотаблицы.

Когда текст был хорошо усвоен, приступали к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). Например, детям предлагалось попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.

Итогом нашей работы в средней группе были показ сказок «Муха-Цокотуха» и «Репка на новый лад» для родителей».

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовали более сложные упражнения. Например, предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй». (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовали задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь,

когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагали детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.

После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавали им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», проводили с детьми викторину «Узнай сказку».  Вопросы побуждают детей думать, рассуждать.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомили детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждали характер, поступки героев, одновременно решали задачу обогащения словаря детей эмоционально – оценочной лексикой. В дальнейшем читали с детьми текст по ролям, распределяли роли, уточняли предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей.

Итогом нашей работы в подготовительной группе стал показ сказки  «Гуси - лебеди» , где дети показали свое актерское мастерство, творческие способности.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

1Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

2«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...