Развитие связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Успешное обучение детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Связная речь неотделима от мира мыслей. Успешное обучение детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на все вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие действия требуют достаточного уровня связной речи.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важнейшим условием для развития его личности.
Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких логических связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалог и монолог.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным односложным ответам. Для нее особенно важно сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, мотивированно отстаивать свое мнение.
В группах раннего возраста ставится задача развития и понимания речи и использование активной речи детей как средства общения.
В младшем дошкольном возрасте следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формами речевого этикета.
Начиная со среднего дошкольного возраста детей приучают вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимодействий с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях. Воспитателю необходимо учить отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, постепенно приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Монологическая речь, как речь одного лица, требует развернутости, полноты, четкости, и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Она требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Работа над связной речью имеет свою последовательность:
1. Беседа с использованием красочных картинок, выразительной информации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок (взрослый задает вопросы для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей).
3. Беседа (диалог). Ребенок учится слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мыслей.
4. Составление описательного рассказа. Ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно усваивает признаки предметов, а следовательно, расширяет словарный запас.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Ребенок усваивает, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине. Ребенок должен придумать название, научиться понимать смысл изображения и определять свое отношение к нему.
7. Пересказ. Развивается и совершенствуется внимание, память, логическое мышление, активный словарь.
8. Самостоятельное составление рассказа. Развивается умение самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.
9. Дидактические игры и упражнения. Совершенствуют различные речевые навыки.
Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые приобретения ребенка: правильное звукопроизношение, богатство словарного запаса, владение грамматическими формами речи, ее образность и выразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...