Программа кружка: "Чабыр5ах" (скороговорки)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Программа по обучению якутскому фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  якутскому фольклору

детей дошкольного возраста (5-7 лет)

на 2024-2025 учебный год

                             

Составитель:

Педагог дополнительного образования

      Степанова Елена Петровна  

 

                                                                        Якутск 2024г.

Пояснительная записка.

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движения. В соединение этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Этим обусловлено разработка системы целенаправленной работы по воспитанию детей на материале якутского народного мастерства.

Цель кружка: познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре якутского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному народному творчеству.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к якутской культуре и народным традициям.
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения якутского фольклора.
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  4. Познакомить с шумовыми, ударными якутскими инструментами, научить простым приемам игры на них.
  5. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми совместных мероприятий и праздников.
  6. Воспитывать в детях патриотизма, сопричастности к народным праздникам.

Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Малые фольклорные формы – чабыр5ах, загадки, пословицы».

Раздел 2. «Якутский эпос Олонхо».

Раздел 3. «Игра на музыкальных инструментах (купсуур, дьа5а, бадьаайах, сиксиир).

Структура занятие:

  1. Приветствие. Артикуляционная гимнастика.
  2. Основная часть: беседа, пение, инсценировки, музыкально-ритмические движения, игра.
  3. Релаксация.

Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные жанры. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора.

Совместная трудовая деятельность детей в неурочное время воспитывает дружбу и товарищество, дисциплинированность, взаимопомощь. Хорошо продуманная деятельность ребёнка в коллективе помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым. Всё это вместе взятое готовит к жизни, разнообразной полезной практической деятельности.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч.

Ожидаемые результаты:

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров якутского народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

- владение навыками записи музыкального фольклора;

- владение навыками шитья якутских украшений;

- развитие навыков работы;

- духовное развитие личности;

- улучшение памяти, мышления;

- в конце года выполнять более сложные работы и исполнять песни в ансамбле и сольно;

Добавить КТП

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Октябрь

Тема

Форма работы

Содержание работы

1-2

Введение

Слушание якутских музыкальных инструментов. Беседа - рассказ

Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов

3-4

Национальные инструменты

Показ инструментов, игра на инструментах

Знакомство с оркестром: сиксиир, дьа5а, купсуур, бадьаайах

Ноябрь

Тема

Форма работы

Содержание работы

1

Ударные инструменты

Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, шумовые

Знакомство музыкальных инструментов: ударные – «Купсуур»

2

Тембр

Показ и демонстрация музыкальных инструментов, игра на инструментах

Знакомство с понятиями: долгий и короткий звук, высокий и низкий звук.

3

Музыкальный тон

Показ и игра на сиксиире

Знакомство с понятиями «высокий тон» и «низкий тон»

4

Знакомство с хомусом

Слушание музыки хомуса, беседа, чтения стихотворения

Знакомство со звучанием хомуса, знакомить детей с варганным искусством

Декабрь

Тема

Форма работы

Содержание

1

Учимся играя

Наглядный показ, индивидуальный подход

Учить различать отличать разные звуки, показать разные приемы.

2

Тренируем пальцы

Тренировка пальцев рук, наглядный показ, демонстрация игры на инструментах

Подготовка детей к основным движениям игры на ударный инструмент «Купсуур»

3

Ритм

Показ и демонстрация игры на инструментах, самостоятельная работа на инструментах

Обучение умению стучать, греметь, хлопать, играть на национальных инструментах

4

Жанры якутского       фольклора

Знакомить детей с основными жанрами якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки. предания, песни, мифы

Познакомить детей с поговорками,   пословицами. Разучить поговорки, пословицы.

Январь

Тема

Форма работы

Содержание

1

Дикция и артикуляция

Слушание песни, разучивание народной песни «Утро»

Обучение игре в ансамбле, индивидуальному пению простых песенок и попевок

2

Скороговорки(чабыргах)

Артикуляционная гимнастика. Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию.

Учить детей быстро и чисто проговаривать слова и фразы.

3

Якутские народные песни в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн.

Познакомить  с якутской народной песней.

Обучение в пении четкой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание.

4

Ритм, такт

Слушание и подрыгывание на музыкальных инструментах под музыку

Февраль

Тема

Форма работы

Содержание

1

Изменение звуков

Слушание аудио записи игры на хомусе, звучание купсуур

Обучение разным приемам игры на купсуур

2

Упражнение для пальцев и кистей рук

Показ гимнастики кистей рук, игра на дьа5а, на шумовых инструментах

Тренировка и упражнение для пальцев и кистей рук

3

 Вокальная работа

Слушание музыки, игра синхронная на музыкальных инструментах

Обучение умению выделять музыкальные звуки на слух и в игре музыкальных инструментах

4

Темп

Показ слайдов, рассматривание картин, беседа, слушание записи

Обучение умению играть в оркестре, своевременно вступать, а также под такт с музыкой заканчивать игру, сохранять темп, динамику и настроение музыкального произведения

Март

Тема

Форма работы

Содержание

1

Олонхо – эпос народа Сха

Слушание аудио и видео слайдов, рассматривание иллюстраций

Знакомство детей с якутским эпосом Олонхо. Дать детям представление о том, что в согласно Олонхо имеется три мира: верхний, средний и нижний

2

Национальные инструменты

Рассматривание картин, рассказ-беседа

Продолжение знакомство с народными инструментами: сиксиир, дьа5а, бадьаайах

3

Музыкальный лад

Слушание песни, музыки, показ игры на инструменте

Продолжение обучения игре на инструментах, пение попевок на одном и двух звуках, индивидуально и в ансамбле

4

Упражнение на дыхание

Показ метода дыхания. Дыхательные упражнения

Продолжение обучению правильному дыханию во время игры на инструменте и при пении.

Апрель

тема

Форма работы

Содержание

1

Дикция

Слушание и показ видео «Оьуохай»

Знакомство с вступлением, заключением Оьуохай

2

Национальный таней хоровод «Оьуохай»

Рассматирвание иллюстраций, слушание аудио записи, разучивание и пение «Оьуохай»

Знакомить детей с якутским тнацем «Оьуохай». Дать понятие детям о том что это хоровод имеет запевалу. «Оьуохай» песня восхищения природы, солнца.

3

Чабыр5ах

Слушание скороговорок, тренировка дыхания и упражнения языка. Беседа

Знакомство детей с техникой скороговорки, упражнять язык детей для быстрого проговаривание якутских слов

4

Учимся говорить «быстро»

Игра «Кто быстрее скажет скороговорку»

Индивидуальные и хоровые исполнения чабыр5ах. Развитие речи и памяти детей

Май

Тема

Форма работы

Содержание

1

вариация

Слушание, показ

Разучивание на палочках попевки «Оьуор», «ьыттыа-ьыттыа..»

2

Закрепление

Рассматривание картин, слушание аудио записи, игра на инструментах

Слаженная игра на ансамбле

3

Маленькие музыканты

Индивидуальные и коллективные игры на музыкальных инструментах

Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей

4

Национальный праздник Ысыах

Выступление на концерте самодеятельности детей

Выступление на национальном празднике «Ысыах, исполнение на якутских музыкальных инструментах якутские народные песни

Используемая литература:

  1. Афанасьев Л. А. –Тэрис. «Иччилэр», Якутск «Бичик», 2013 г.;
  2. Винокурова Е.И. «Саха Ереспуубулукэтин норуоттарын култуурата», Якутск «Бичик», 2014 г.;
  3. Винокурова Р.И. «Ырыабын ыллыыбын», Якутск «Типография ИПКРО», 2007 г.;
  4. Гомозова Ю. «Праздники и обряды», Ярославль «Академия развития», 2000 г.;
  5. Григорьева В.Г. «Музыка бастакы олуктара», Якутск «Бичик», 2001 г.;
  6. Донской А.И. «Ебугэлэрбит оонньуулара», Якутск «Бичик», 2013 г.;
  7. Лобочевская О. «Фольклор в школе», Москва «Просвещение», 2000 г.;
  8. Лебчикова Л.П. «Саха фольулора», Екатеринбург «Сунгирь», 1993 г.;
  9. Николаев Е.М. «Оьуокайы, тойугу уерэтии ньымалара», Якутск «Якутполиграфиздат», 1992 г.;
  10. Скрябина Р.А. «Ыллыы-ыллыы оонньуо5ун», Майа 2005 г.
  11. Торотоев Г.Г. «Айхалым ананнын, эйиэхэ», Якутск «Бичик», 2009 г.;
  12. Попова М.А. «Саха терут культурата», Якутск «Бичик», 2009 г.;
  13. Федоров И.Г. «Уклад жизни народа саха», Якутск «Бичик», 2012 г.;
  14. Чолбодукова И.Г. «Сарыал», Якутск «Бичик», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...