Мастер-класс: "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники"
презентация по развитию речи

Людмила Яковлевна Пляскина

 

Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_plyaskina.pptx858.96 КБ
Файл doklad_mnemotehnika_plyaskina.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка» Мастер-класс "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники" Составила: Пляскина Л.Я г. Нижневартовск

Слайд 2

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Ушинский К.Д . Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники; -Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц ; -Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Слайд 3

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как: -маленький словарный запас -неумение согласовывать слова в предложении -нарушение звукопроизношения -плохое развитие связной речи -недостаточная сформированность психических процессов -несовершенство различных видов мышления.

Слайд 4

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: -зрительную и слуховую память -зрительное и слуховое внимание -воображение - восприятие -развивает кругозор -развивает все стороны речи

Слайд 5

З адачи: -Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. -Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). -Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. -Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. -Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира; - Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. -Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их. -Создать условия для развития мелкой моторики рук. -Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. -Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. - Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Слайд 6

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа. I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов . III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами . Что такое мнемотаблица ? Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Слайд 7

Мнемотаблицы бывают двух видов: -О бучающие - содержат познавательный материал. -Р азвивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. Мнемотаблицы-схемы можно использовать: -Для ознакомления детей с окружающим миром -При заучивании стихов -При пересказах художественной литературы -При обучении составлению рассказов -При отгадывании и загадывании загадок -Для обогащения словарного запаса -При обучении составу числа -При воспитании культурно-гигиенических навыков -При воспитании навыков самообслуживания -При ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Речевое развитие детей с использованием различных методов

и приемов мнемотехники"


Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.

Слайд 2

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;

-Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;

-Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Тема нашей с вами встречи - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники».

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.

В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.

Слайд 3

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • недостаточная сформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Слайд 4

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

-зрительную и слуховую память

-зрительное и слуховое внимание

-воображение

-восприятие

-развивает кругозор

-развивает все стороны речи

5слайд

Начиная работу по мнемотехнике, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

-Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

-Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

-Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

-Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

-Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

-Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

-Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

-Создать условия для развития мелкой моторики рук.

-Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

-Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

6 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

7слайд

Мнемотаблицы бывают двух видов:

-обучающие - содержат познавательный материал.

-развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

-для ознакомления детей с окружающим миром

-при заучивании стихов

-при пересказах художественной литературы

-при обучении составлению рассказов

-при отгадывании и загадывании загадок

-для обогащения словарного запаса

-при обучении составу числа

-при воспитании культурно-гигиенических навыков

-при воспитании навыков самообслуживания

-при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Список литературы

  1. Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
  2. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по речевому развитию детей

Конспект мастер-класса для воспитателей "Калейдоскоп чудес"...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...

Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников через использование различных технологий"

Интересные приемы и игры, которые можно использовать с детьми в работе по ревому развитию и не только!...

Мастер-класс «Особенности речевого развития детей раннего возраста»

В статье представлены методы и приемы работы с детьми раннего возраста, которые родители могут использовать дома с детьми....