Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников через использование различных технологий"
учебно-методический материал по развитию речи

Галина Николаевна Иващенко

Интересные приемы и игры, которые можно использовать с детьми в работе по ревому развитию и не только!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass_po_rr.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида»

_________________________________________________________

Мастер-класс для педагогов

«Развитие речи детей через использование игровых технологий»

Подготовила:

Старший воспитатель

Г.Н.Иващенко

Омск - 2024

Цель: создание информационного пространства  для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов БДОУ по развитию речи детей через игровые технологии.

Задачи: 

1. Уметь развивать  речь детей в различных видах самостоятельной и организованной деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего практико ориентированного образования.

Оборудование и материалы: мультимедиа (проектор, флэшка с презентацией, презентер, быстрая музыка, музыкальная игра- видео), мяч мягкий, планшет, картины программные с вырезанными «окошками», игра «волшебные колечки», «сенсорный ящик» с отверстиями по бокам, фрукт – муляж или предмет любой, картинка улитки, карточки-символы для называния признака, шкатулка, картинки сказочных героев, кубик с точками маленький, кубик большой с точками, кубики с картинками, твистер напольный, твистер настольный, задания в конверте (по цветам) для твистера, физминутка видео; деревянная карусель, тарелочки с пособиями для изготовления игры, заготовки для игры (цветные листы с квадратиками 4х цветов, листы с домиками и дорожками, кубики с точками на цветной бумаге 8 шт),  клей 8 шт, влажные салфетки (упаковка), ножницы на каждого участника, ½ листа бумаги для «трубы», маркеры или фломастеры; покупные игры: «Речевые кубики», «Говорящие кубики «Сказки лукоморья»»; 1\2 листа белой бумаги для рисования друдлов, цветные карандаши 8 упаковок, простые карандаши 10 шт, столики 10 штук, выставка игр и пособий на столиках.

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1, Слайд 2:

- Чтобы настроиться на работу, предлагаю поигать!

- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой? ….

Если педагог - это цветок, то какой? ….

Если педагог - это планета, то какая? ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая? ….

Если педагог – это фрукт, то какой? …

Если педагог – это песня, то какая? ....

Если педагог – это дерево, то какое? ....

Если педагог – это погода, то какая? ...

Если педагог – это дом, то какой? ....

Если педагог – это цвет, то какой? …

Если педагог – это трава, то какая? ....

Если педагог – это овощ, то какой? ....

Если педагог – это машина, то какая? .....

Если педагог – это сюрприз, то какой? …

Если педагог – это животное, то какое? …

Если педагог – это рыба, то какая? …

Если педагог – это книга, то какая? ….

Если педагог – это раскраска, то про что? …

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

- И как Вы думаете, о чем пойдет сегодня наш с Вами разговор? (ответы)

Итак, тема нашей встречи на слайде: «Развитие речи детей через использование игровых технологий»: Слайд 3

-Какую или какие цели, мы могли бы с Вами поставить? (ответы педагогов): Слайд 4

Из данной цели можно обозначить ряд задач. Может, кто-нибудь хочет сам сформулировать? (ответы) Я предлагаю обратить внимание на слайд и прочитать задачи: Слайд 5

Как сказал великий К.Д.Ушинский:  «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»: Слайд 6

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для нас очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития речи.

И сегодня,  я хотела бы вам представить некоторые развивающие игры, игровые упражнения, игровые технологии, которые мы используем в своей работе для речевого развития детей.

Для внедрения данных технологий необходимо разнообразное оборудование. В наших группах  созданы речевые  центры, центры книги, игротека, которые мы используем как в процессе ОД, так и в самостоятельной и совместной деятельности с детьми в режимных моментах.

Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники. Что такое мнемотехника, Вам всем известно. Хочу немного напомнить Вам, и прошу обратить внимние на высказывание следующих педагогов:

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”:  Слайд 7

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Слайд 8

Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

Поэтому если  соединить эти два вида работы, то можем представить вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”. Слайд 9

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. Слайд 10

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” — это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

3 этап. Деление стихотворения на части. Слайд 11

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.  На слайде представлены фото применения этой техники с детьми: Слайд 12

«Сенсорный ящик»  Слайд 13

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт. Слайд 14

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

Слайд 15

Итак, следующая наша игра называется «Речевая карусель». А для этого нам нужно будет выбрать какой - нибудь предмет (улитка) и попробуем ответить на вопрос: «Какая она?» и подобрать как можно больше определений. А помогут нам в этом карточки-символы.

Всего 17 признаков. Детей нужно постепенно знакомить с каждым признаком в течение 7 дней, заполняя нашу «Карусель» карточками – символами по мере их изучения. Мы находим данный признак в разных предметах, используя различное оборудование. Например, для ознакомления с признаком «рельеф» мы используем тактильные диски, обогащая тем самым речь детей и закрепляя данный признак.

А теперь как играть: приглашаются 14 участников.  Встают напротив каждого символа. Идем по кругу под музыку. Останавливаемся возле определенного признака. Характеризуем нашу бабочку по очереди.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и станцевать флэшмоб.

ФЛЭШМОБ  Слайд 16

        

Игра «Шкатулка со сказками» Слайд 17

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает эту  сказку.
Можно  сделать игру с кубиками. На грани кубика приклеивают или рисуют картинки: герои, злодеи, волшебные  предметы, место где все происходит, помощник героя, финал истории (чем сказка заканчивается).

Одной из интересных форм работы является игра «Речевой твистер»:

Твистер — подвижная напольная игра для активной компании. Слайд 18

В этом развлечении игроки смогут проверить свою ловкость и гибкость, способность ориентироваться в пространстве, логическое мышление, память, быстроту реакции, способность к сотрудничеству.

Игра состоит из: поля — коврика, расстилаемого на полу. На коврике нарисованы четыре ряда по шесть крупных одноцветных кругов (красный, жёлтый, синий и зелёный). Круг (разделен на 4 сектора по цвету), со стрелкой, крутится и выбирается сектор (цвет).

На каждый цвет определенное задание на карточках, например:

Желтый: придумать (по схеме) загадку о предмете (животном, птице)

Красный: доскажи пословицу или поговорку

Синий: составь рассказ по картинке

Зеленый: проговори скороговорку подряд 3 раза быстро

Можно  адаптировать эту игру для занятий по подготовке к обучению грамоте.

Как профилактика нарушений письменной речи посредством развития аналитико-синтетической активности у детей.

Цель: Профилактика нарушений письменной речи посредством формирования звуковой аналитико-синтетической активности .

Задачи:

  1. Научить осмысливать слова;
  2. Воспринимать  их на слух и зрительно;
  3. Разделять  слова на звуки; слоги; делить предложения на слова;
  4. Составлять  предложения из слов;
  5. Развивать  ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие; координацию речи с движением.

Правила:

В игру могут играть от 3-8 человек.

Задания выстраиваются в зависимости от возраста участников.

Красный-гласный;

Синий -твердый согласный;

Зеленый – мягкий согласный;

Желтый - работа в паре.

 

Виды заданий:

  1. Участвует 4 игрока , каждый игрок выбирает себе цвет, в соответствии с цветом называет 6 звуков, выполняя определенное движение.

Красный- прыгает на левой ноге и называет гласные звуки;

Синий - прыгает на 2 ногах и называет твердые согласные звуки;

Зеленый - прыгает на правой ноге и называет мягкие согласные звуки;

Желтый (право выбора) – называет в паре с соседом справа или слева противоположный звук.

  1. Участвует 4 игрока, шагаем по полю и называем слова на заданный звук. Желтый -называет слово соседа справа или слева ласково.
  2. Участвует до 8 игроков. Участник выбирает картинку и по первому звуку в ее названии встает на соответствующий цвет.
  3. Участвует от 3 игроков. Участник выбирает картинку, называет слово и строит схему при помощи рук и ног. Если не получается, просит помочь товарища.
  4. Участвует 3-4 игрока. Выполняем инструкцию логопеда. 2 шага вперед,2 назад, стоп. Участники останавливаются, смотрят на цвет произносят звук, слово и предложение. Тот участник , который остановился на желтом цвете составляет предложение из слов товарищей.
  5. Участвует до 8 игроков. Участник выбирает картинку, называет слово. Определяет сколько слогов в слове, в соответствии с количеством слогов выбирает себе помощников. 1 слог - 1 участник. Каждый участник встает на соответствующий цвет слогу и проговаривает его.
  6. Участвует до 8 игроков. Участник выбирает картинку, называет слово, определяет сколько звуков. В соответствии с количеством звуков выбирает себе помощников. Встают на соответствующие цвета , берутся за руки. Называют каждый звук.

Так же было изготовлено поле для пальчиковой игры «Речевой твистер» (поле не содержит желтого цвета), где так же есть правила игры:

Играет до 3 человек.

Выполняются 1 из 3 заданий.

1. Задание

Кидаем цветной кубик и в соответствии с цветом ставим палец напротив ряда заданного цвета. Шагаем пальцами (указательный и средний) по цветному ряду и называем соответствующие звуки по очереди.

2. Задание

Кидаем цветной кубик и кубик с цифрами. В соответствии с цветом ставим палец напротив ряда заданного цвета. Шагаем пальцами (указательный и средний) по цветному ряду и называем слова в соответствии с выпавшей цифрой по очереди.

3. Задание

Логопед называет слово. Ребенок каждый звук слова отмечает пальцем на цветном поле.

Более сложная игра интерактивная:

На экране поле (без желтого цвета).

Детям предлагается придумать слово из определенного количества звуков, цифрами обозначается последовательность этих звуков (схема).

Например: Придумайте слова из 5 звуков, в соответствии с цветом, в указанном порядке.

Эту игру могут использовать воспитатели и специалисты детского сада и даже учителя в начальной школе.

Твистер может быть математическим, музыкальным, лексико-грамматическим, художественно-эстетическим, познавательным. Заданий можно придумать множество.

 Слайд 19

Игра «Речевые кубики»

Берем кубики с картинками на гранях, кидаем последовательно кубики (до 12 шт) и придумываем различные интересные истории.

Очень сложно проводить  и неинтересны детям занятия по рассматриванию картин. Я уверена, что эти приемы Вы все знаете, но мне хотелось бы их Вам напомнить, потому что, посещая Ваши занятия, я не увидела ни у кого в работе  таких приемов.

При рассматривании картины можно использовать технологию «Окошки», она вызовет интерес к картине, к тем событиям, что там изображены и даст возможность детям фантазировать: Слайд 20

И еще один интересный Прием «ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА» Слайд 21

Для этого нам понадобятся пособия: картина; бумага, свернутая в трубу или втулка.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

Готовясь к этому семинару, много разного и интересного  я нашла для работы с детьми. И хочу вас познакомить с еще одной интересной техникой «Друдлы». Слайд 22

Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость. Но вы наверняка не вспомните игры на смекалку и сообразительность.

Игры с начертанием линий, геометрических фигур или просто размытых клякс на песке или мелом на стене…  Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Давалась масса ответов и, как правило, лучшим считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову.  Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы, правильного ответа просто не существует. Здесь считается лучшим самый оригинальный и необычный.

В друдлы могут играть люди любого возраста. 

Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».

Техника друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.

Если коснуться истории, то друдлы возникли в XVI веке в эпоху Ренессанса. Тогда эту технику художники называли «Индовинеллийские графики». Наиболее ярко друдлы отражены в живописи итальянского художника Агостино Караччи. Его работа называлась «Слепой нищий, стоящий на углу улицы».  Друдлы встречаются и работах Леонардо да Винчи. Он называл друдлы «Гирогиро»,  или «Скарабоччио».

      Чем полезна техника друдлы?

— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком, без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

   Как играть с ребенком в друдлы? Слайд 23

  1. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то. То, что он сам захочет.
  2. Вы, отдельно на другом белом листе, черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
  3. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
  4. Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
  5. Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка,  он без проблем вам его озвучит.
  6. Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.

Примеры друдлов можете увидеть на следующем слайде Слайд 24

Предлагаю поиграть в друдлы. Слайд 25

Играть будем в парах. Один из Вас – это взрослый, а второй – ребенок.  Каждый из Вас берет листок белой бумаги. Дети берут  цветные карандаши, а взрослый – простой или черный карандаш. Каждый на своем листе делает изображение. Взрослый рисует линии, точки, кружочки, а ребенок – рисует любой рисунок в цвете. Рисуем 1 минуту и меняемся листочками. Каждый дорисовывает рисунок другого. Задаем вопросы(«взрослый» - «ребенку»):  Что за линии? Что нарисовано? Что можно еще дорисовать?

А сейчас я не хочу, чтобы Вы ушли без какого – то продукта с моего масте-класса, поэтому  предлагаю Вам, уважаемые коллеги, сделать для себя в группы очень увлекательную (на мой взгляд) игру, которую можно будет использовать абсолютно по любой теме, в любой области при работе с детьми. Ваша задача будет сделать к ней карточки и активно играть в нее с детьми в группе. А название придумайте ей сами: «Цветные квадратики», «Настольный твистер» и т.д. Слайд 26

Подведение итогов: уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Я надеюсь, что он был Вам полезен. Достигнуты ли наши цели и задачи? И сейчас я попрошу Вас высказать все свои эмоции в одной фразе…

Слайд 27

РЕФЛЕКСИЯ

Положить на столе конвертики с началом фразы коллегам, каждый выскажет свое мнение в одном предложении (педагоги подходят и берут 1 начало фразы и сами завершают ее):

Я сегодня взяла для себя….

Я поняла, что….

Я смогу ……

Я приобрела….

Меня удивило …

Я попробую …

Мне захотелось….

- Я верю в сохранение сложившихся творческих и дружеских отношений в нашем коллективе, выражаю надежду на плодотворное и успешное сотрудничество.

ЛИТЕРАТУРА:  Слайд 28

  1. Левина, Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. /Р. Е. Левина – М.: Наука, 2004. – 234 с
  1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1995. – 267 с.
  2. Хватцев М. Е. Аграфия и дисграфия [Текст] /М. Е. Хватцев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 655 с

      5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

Желаю всем творческого вдохновения! Спасибо за внимание и работу!  Слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование интерактивных технологий

Цель интерактивного обучения: учить детей взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать свои действия и поведение партнера, спо...

Развитие познавательной активности дошкольников, через использование элементов технологии ТРИЗ в экспериментировании

Статья, где описываются отдельные элементы технологии ТРИЗ для старших дошкольников: метод маленьких человечков в экспериментировании...