Коррекция звукопроизношения
статья по развитию речи

Табакаева Марина Евгеньевна

В современном мире, проблемы звукопроизношения встречаются у каждого третьего ребенка. Вовремя начавшаяся коррекция помогает снизить уровень негативных последствий и повышает шансы быстрее восстановить правильную речь у ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения

В современном мире, проблемы звукопроизношения встречаются у каждого третьего ребенка. Вовремя начавшаяся коррекция помогает снизить уровень негативных последствий и повышает шансы быстрее восстановить правильную речь у ребенка. Не стоит забывать, что речь тесно связана с мыслительными операциями. Для того, чтобы правильно и четко выразить свою мысль, мы должны обладать достаточным словарным запасом, памятью, уметь производить анализ, сравнительные операции, синтез. Чтобы речь была более яркой, мы развиваем воображение. Поэтому, учитель-логопед при коррекции звукопроизношения у детей учитывает все эти моменты.

Коррекция звукопроизношения проводится в несколько этапов.

Первый этап: Диагностический. На данном этапе мы определяем:

          - Неправильно произносимые звуки

- Причины отклонений

- Создаем индивидуальный план коррекции звукопроизношения

Второй этап: Подготовительный. На этом этапе мы подготавливаем артикуляционный аппарат к постановке звука, т.е. проводим артикуляционную гимнастику, знакомим ребенка с артикуляционными органами (губами, языком, нижней челюстью и т.д.) для выполнения данных действий, мы обязательно используем зеркало. Параллельно на этом этапе, мы выполняем упражнение на развитие памяти, мышления, воображения.

Третий этап: Постановка звука. Здесь работа также проводится перед зеркалом. Мы показываем ребенку правильное положения артикуляционных органов относительно корректирующего звука. Способов постановки звука несколько:

-Подражание. Когда ребенок повторяет за вами правильную постановку артикуляционных органов.

- Механический. В случае, если ребенок не может правильно повторить постановку артикуляционных органов, логопед может прибегнуть к помощи специальных логопедических инструментов.

- Смешанный. При данном способе, логопед использует и механический способ постановки звука и способ подражания.

Четвертый этап: Автоматизация звука. Автоматизация звука в речи происходит постепенно. Для начала, логопед добивается постановки чистого звука изолированно, затем переходят к слогам, словам, увеличивая объем переходит к предложениям, чистоговоркам, рассказам. На данном этапе, мы продолжаем развивать мышление, память, воображение, пополняем словарный запас, используя дидактические игры, но стараемся подбирать их на автоматизированный звук.

Пятый этап: Дифференциация звука. На этапе дифференциации звука, логопед обучает ребенка различать звуки, схожие по артикуляции. На этом этапе, мы также переходим от простого к сложному, т.е. от слогов до предложений.

И самое главное, не забываем, что мы работаем с детьми, поэтому, стараемся работу с ребенком выстроить в игровом формате: разноцветные картинки, игры-бродилки, стишки, все это является главным помощником учителя- логопеда. Многие дети расстраиваются, если на занятии у них не получилось выполнить задание самостоятельно, или нужный звук они не произнесли с первого раза. Здесь нам в помощь приходят различные способы поощрения ребенка в конце занятия. Можно использовать специальные наклейки, или фишки, которые ребенок будет собирать и стараться сильнее, для того, чтобы получить наклейку или фишку с новым героем, а для кого-то подойдет сладкое поощрение, если родители не против. Все дети индивидуальны, но к каждому можно найти свой подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения и всё чаще применяются в специальной педагогике. Использование компьютерных программ вызывает у ребёнка-дошкольника живой интер...

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...