Статья «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ»
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье рассматривается деятельность педагога по речевому развитию детей с ТНР в условиях инклюзивного образования в современном образовании, формулируются задачи, стоящие перед воспитателем, работающим в инклюзивной группе ДОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Попова
МАДОУ «Д/С № 68 г. Челябинска»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ
Аннотация: в статье рассматривается деятельность педагога по речевому развитию детей с ТНР в условиях инклюзивного образования в современном образовании, формулируются задачи, стоящие перед воспитателем, работающим в инклюзивной группе ДОО. По мнению автора, качество речевого развития детей с ТНР во многом определяется не только деятельностью логопеда, но и работой воспитателя в данном направлении. Для этого автор предлагает использовать помимо традиционных (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика), также и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, кинезиологические упражнения.
Ключевые слова: речевое развитие, тяжелые нарушения речи, дети старшего дошкольного возраста, инклюзивное образование.
THE ACTIVITY OF A TEACHER ON THE SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN AN INCLUSIVE GROUP
T.A. Popova
Russia, Chelyabinsk
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State
Humanitarian Pedagogical University»
tania.pta@mail.ru
scientific director: L.M. Lapshina
lapshinalm@cspu.ru
Abstract: the article examines the activity of a teacher on the speech development of children with severe speech impairment in the conditions of inclusive education in modern education, the tasks facing the educator working in an inclusive group of a preschool educational organization are formulated. According to the author, the quality of speech development of children with severe speech impairment is largely determined not only by the activities of the speech therapist, but also by the work of the educator in this direction. To do this, the author suggests using, in addition to traditional (articulation gymnastics, finger games, logo rhythmics), also non-traditional methods: articulation gymnastics with bioenergoplasty, kinesiological exercises.
Keywords: speech development, severe speech disorders, older preschool children, inclusive education.
В настоящее время стратегия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стала ведущей для большинства развитых стран мира. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения [5].
При такой организации обучения в массовых образовательных учреждениях обучаются как дети, не имеющие значительных отклонений в развитии, так и дети с ОВЗ. Это особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как среда нормативно развивающихся сверстников создает оптимальные условия для развития речи – основного средства коммуникации, а, значит, и социализации в обществе.
ТНР – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты [3].
Для тяжёлых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие, что выражается в отклонении формирования всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.), поэтому главная роль в коррекционно-педагогической работе с детьми ТНР принадлежит, безусловно, логопеду. Её основная цель – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи. Однако, процесс коррекции нарушений речи будет малоэффективным без поддержки работы логопеда воспитателями и родителями [1, с.28].
Преемственность работы логопеда и воспитателей, прежде всего, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию речи детей с ТНР, с учётом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребёнка [3].
Вся коррекционно-воспитательная работа с детьми проводится как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель закрепляет материал в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности. [1, с.30]
Первоочередной задачей, стоящей перед воспитателем, становится создание в группе благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Немаловажную роль в процессе речевого развития играет и создание коррекционной предметно-пространственной развивающей среды в группе. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, и, как правило, происходит еженедельно [4].
Воспитатель группы ДОО для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Совместно с логопедом воспитатели обсуждают и выбирают методы и приёмы коррекционно-развивающей работы [3].
Во время индивидуальных занятий проводится работа по автоматизации поставленных и исправленных. Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна.
В своей работе воспитатель может использовать как традиционные методы и приёмы (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика), так и инновационные технологии [2]:
- кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия;
- артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, направленную на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкой моторики. Способствует синхронности работы полушарий головного мозга, развитию способностей, улучшению памяти, внимания, мышления, речи.
Применяю данные технологии в своей практической работе и в качестве физминуток на занятии, и в качестве переключения внимания детей в свободной деятельности.
Задача по обогащению и расширению словарного запаса детей наиболее эффективно решается через знакомство с художественной литературой. Важно не просто читать литературные произведения, а обсуждать прочитанное, побуждать детей к осмыслению текста [3].
В собственной работе использую метод проекта по ознакомлению с художественной литературой. Был реализован проект по ознакомлению детей 5-6 лет с поэтическими произведениями. Цель: учить слушать поэтические произведения, развивать умение анализировать стихотворный текст. При реализации данного проекта использовала компьютерные технологии. В частности, были сделаны презентации с изображением пейзажей, а детям нужно было выбрать к прочитанному стихотворению подходящий пейзаж. Реализуя данный проект, была успешно проведена работа по развитию памяти (дети учили стихи), по обогащению словарного запаса, по мотивации слушать и слышать всю красоту лирических произведений.
Так же в своей работе активно использую творческие задания на дом по прочитанным в детском саду произведениям. Данный приём содействует совместному творчеству родителей и ребёнка. Ребёнок в группе демонстрирует своё творчество, рассказывает о нём (как, из чего, с кем делали) тем самым развивается связная монологическая речь и умение выступать перед сверстниками, что играет немаловажную роль при подготовке к школе. Данный приём можно использовать и при любых творческих заданиях на дом. Например: «Наше лето», «Моя семья», «Мой питомец» и т.д.
Дети знакомят друг друга с новыми словами: пасека, улей, брод, рыбалка, галька, и т.д. Конечно, задача педагога направить процесс повествования в нужное русло. Следить за правильным построением предложений, объяснять смысл непонятных новых слов.
В своей работе использую пальчиковый, кукольный, теневой театры. При всей своей традиционности, использование театров развивает и моторику рук, и внимание, и интонационную выразительность, а также память, мышление, диалогическую речь. А главное – детям очень нравится играть в театры.
Развитию диалогической речи способствуют сюжетно-ролевые игры. Педагог своим примером задаёт направление и эстетику диалога: «Здравствуйте, будьте добры, принесите пожалуйста и т. д.» в разных игровых ситуациях. Тем самым воспитатель побуждает детей вести диалог используя этические нормы общения.
Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и направить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзивной группы.
Библиографический список
1. Васильева, В. С. Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие / В. С. Васильева, Л. М. Исрафилова, И. Ю. Федорова. – Текст : непосредственный / Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 95 с.
2. Воробьева, В. В. Здоровьесберегающие технологии в организации инклюзивного обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи / В. В. Воробьева, Л. М. Лапшина. – Текст : непосредственный // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Мат-лы Всероссийск. научно-практич. конф. (09 февраля 2016 г.) / Отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. — Челябинск: Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-т, 2016. — С. 90-95.
3. Лапшина, Л. М. Особенности коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения / Л. М. Лапшина, Е. В. Рязанова. – Текст : непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2021. – № 1 (109). – С. 100-108.
4. Мазур, В. Е. Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе тьюторинга дошкольников с нарушением интеллекта / В. Е. Мазур, Л. М. Лапшина. – Текст : непосредственный // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: мат.-лы IV Всероссийск. научно-практич. конф. с международным участием (15-25 февраля 2022 г.) / под ред. В. М. Кирсанова и др. — Челябинск: Край Ра, 2022. — С. 287-289.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). – Текст: электронный
:
.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) | Попова Т.А. |
Название статьи | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ |
Количество страниц | 5 |
Место работы (учёбы) с указанием структурного подразделения (номера группы) | ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Гуманитарно-педагогический университет» Группа ОФ-106-173-2-1 |
Должность и организация |
|
Ученая степень, ученое звание |
|
Контактный телефон (обязательно) | 89085822362 |
tania.pta@mail.ru | |
Необходимость сертификата участника Конференции | да |
Дополнительная информация (если нужно) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"
Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....
Речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС ДО
laquo;Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,разве разум оратора не должен постичьистину того, о чем собираются говорить?»...

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»
Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностя...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)
Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...

Семинарское занятие для педагогов: «Использование инновационных технологий в речевом развитии старших дошкольников в контексте ФОП и ФАОП ДО»
Согласно ФОП И ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:Формирование словаря.Развитие звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Р...


