Речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС ДО
статья по развитию речи (старшая группа)

«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

разве разум оратора не должен постичь

истину  того, о чем собираются говорить?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие старших дошкольников

при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС  ДО

(из опыта работы)

«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,

разве разум оратора не должен постичь

 истину  того, о чем собираются говорить?»

Платон

Одной из ведущих задач, которую решает дошкольное образовательное учреждения, является развитие речи детей. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение, которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.  Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО признается средством для  овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение ряда задач. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. У старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Пятый год я работаю по программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».В своих сценариях ежедневной работы Н.Е. Вераксы уделяет огромное значение развитию речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Все игры, занятия, беседы, все виды продуктивной деятельности, знания в познании мира, избыточной информации. Программа развития речи отражает понимание, что, когда воспитанник свободно владеет родным языком, то его речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний – в тексты (повествование, описание, доказате6льство, объяснение), отражающих дошкольника как индивидуальность. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Я хочу остановиться на русском народном фольклоре. Чем же он значим для ребенка? С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные песни и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития образной речи представляют малые формы фольклора, к каким относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое. В течение года проводила ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками: уточнение жанровых особенностей, сравнение пословиц с другими фольклорными формами, подбор пословиц к художественным текстам и т.д. Широко использовала дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовала мотивационные установки: игровые, общественные, соревновательные, личные.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные: игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»; дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает и т.д.

Данная работа проводилась при организации режимных моментов, бесед, общения со сверстниками, занятий. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Во время укладывания детей пела колыбельные, рассказывала сказки, которые погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир.

В средней группе дети уже уверенно ведут общение со сверстниками. Провожу с детьми игровые дыхательные упражнения «Лыжники», «Чей листок улетит дальше». Произносим на одном выдохе небольшие «чисто говорки» - «Крапива», «Про сороконожку»; загадки - о природе, «Человек, дело его рук и окружающие предметы», пословицы о труде, о доброте; короткие считалки – «Три-четыре-пять». Учу правильно пользоваться элементами интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. В группе организую выставки «Моя любимая книга», для которой  дети приносили из дома свои книги. При этом они хорошо знали ее названия автора, и могли  пересказать содержание.

В старшей и подготовительной группе дети уже сами самостоятельно составили рассказы и сочиняли свои сказки. Большую работу провожу с родителями, стремлюсь превратить родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляю, прежде всего, в беседах о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Знакомлю родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка: «Какой? Какая?

 «Сравнение» играми на описание самых разных предметов  «Что из чего сделано?», «Какого цвета?», «Кто, где живет?», «Кто как голос подает?», «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй пословицу» и др.

Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей. Эффективной  формой работы считаю наглядную агитацию: оформляю стенды, «уголки для родителей», где даются сведения о формировании звукопроизношения, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста, советы словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.  

Таким образом, уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения родной речи с использованием русского народного фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни. Различные формы фольклора доступны пониманию и осознанию детьми, стимулируют творческие проявления ребенка, будят фантазию.

        

Литература

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: М. Высшая школа, 1987. – 254 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: М., Просвещение, 1981. – 258 с.

3.Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – ТЦ «Учитель». 2002. – 32 с.

4. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г. – 178 с.

5.Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Просвещение. 1988. – 160 с.

6. Рымарчук, В.Б. Образование родителей в ДОУ [Текст] / В.Б. Рымарчук Управление ДОУ. – 2008. - №3. – С. 29-31.

7. Свирская, Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л. Свирская. – М.:  Линка - Пресс. 2007. – 176 с.

8.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение. 1981. – 159 с.

9.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.

10. Крылова, Н.М. Детский сад-Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности [Текст] /Н.М. Крылова.- Пермский государственный педагогический университет.- Пермь. 2005.- 448 с.