Работа учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у дошкольников средствами биоэнергопластики и русского народного фольклора
статья по логопедии на тему

Головлёва Наталья Владимировна

    Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

                                                                                                                                                            В.А. Сухомлинский

 

  • В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.
  • Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.
  • Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.

Что такое биоэнергопластика?

  1. Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
  2. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
  3. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
  4. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

 

Преимущества биоэнергопластики.

  • Оптимизирует психологическую базу речи.
  • Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  • Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

 

 

 

 

 

Этапы работы с применением биоэнергопластики

  • Диагностический ( сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
  • Эмоциональный ( создание положительного настроя)
  • Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)

 

Первый этап работы

  • На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
  • Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.

Второй этап работы

  • На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке .Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
  • Период:сентябрь(3-4 недели).

 

Третий этап работы

  • На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная  гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки  с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
  • Период: октябрь(первая неделя).

 

 

 

 

Четвертый этап

  • В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно  следить  за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были  плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
  • Период: 5-7 недель.

Пятый этап

  • Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед   показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
  • Период: 2 недели.

 

Шестой этап

  • На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
  • Период: 5-7 недель.

 

Седьмой этап

  • На данном этапе используются сказки о приключениях. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

 

        Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти,  внимания, мышления.     

          Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.

           Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки»,

« Микки», «Бегемош и Бегемоша», «Чуп и Чупа»), счёт, музыка, стихи.

 

Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

 

« Бегемотик»

АРТИКУЛЯЦИЯ

 Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Рот открывается, пальцы руки расставляются в разные стороны; рот закрывается-пальцы сжимаются в кулачок

« Слонёнок»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Вытягиваем вперед сомкнутые губы, как хоботок

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему

« Лягушка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Улыбаемся, показываем зубки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расставляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на 2 – ладонь сворачивается в кулак

« Хомяк»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Надуваем щёчки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Пальцы обеих рук соединяются

«Блинчик»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик широко открыт, высовываем широкий язычок и держим

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом

«Змея»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик открыт, зубки видно, высовываем остренький язычок

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Из кулочка выставляем указательный пальчик

 

«Качели»

АРТИКУЛЯЦИЯ

ротик приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка прячется то за верхние зубы, то за нижние

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз

 

«Чистим зубки»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Губки улыбаются, чистим кончиком языка то верхние зубы, то нижние

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз, имитируя движения зубной щётки

«Часики»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик открыт, касаемся кончиком языка то одного края губ, то другого

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо

 «Чашечка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Высовыем широкий язычок и стараемся края язычка поднять вверх

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки

«Маляр»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, кончиком язык водим от верхних зубов по нёбу вглубь ротика

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Ладонь согнута пальцами вверх, пальцы вместе, движение вперед-назад пальцами

«Лошадка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, цокаем язычком

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье

«Грибок»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, прилепить широкий язычок к нёбу и удерживать

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

пальцы вместе, имитировать шляпку гриба

«Гармошка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Рот открыт, губы улыбаются, присосать язык к нёбу; открывать и закрывать рот

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Пальцы то вместе, то в разные стороны

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

 

Группа 1

Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

 

Группа 2

Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.

 

Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

 

 

  1. Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
  1. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики.
  2. Облегчает постановку, введение звуков в речь.
  3. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

 

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №59 «Умка»

г.Подольск

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для воспитателей

«РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

  Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

2018г.

    Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

                                                                                                                                                           В.А. Сухомлинский

  • В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.
  • Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация.
  • Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.

Что такое биоэнергопластика?

  • Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
  • Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
  • Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
  • Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Преимущества биоэнергопластики.

  • Оптимизирует психологическую базу речи.
  • Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  • Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Этапы работы с применением биоэнергопластики

  • Диагностический ( сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
  • Эмоциональный ( создание положительного настроя)
  • Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)

Первый этап работы

  • На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
  • Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.

Второй этап работы

  • На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке .Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
  • Период:сентябрь(3-4 недели).

Третий этап работы

  • На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная  гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки  с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
  • Период: октябрь(первая неделя).

Четвертый этап

  • В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно  следить  за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были  плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
  • Период: 5-7 недель.

Пятый этап

  • Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед   показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
  • Период: 2 недели.

Шестой этап

  • На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
  • Период: 5-7 недель.

Седьмой этап

  • На данном этапе используются сказки о приключениях. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

        Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти,  внимания, мышления.      

          Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.

           Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки»,

« Микки», «Бегемош и Бегемоша», «Чуп и Чупа»), счёт, музыка, стихи.

Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

« Бегемотик»

АРТИКУЛЯЦИЯ

 Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Рот открывается, пальцы руки расставляются в разные стороны; рот закрывается-пальцы сжимаются в кулачок

« Слонёнок»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Вытягиваем вперед сомкнутые губы, как хоботок

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему

« Лягушка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Улыбаемся, показываем зубки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расставляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на 2 – ладонь сворачивается в кулак

« Хомяк»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Надуваем щёчки

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Пальцы обеих рук соединяются

«Блинчик»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик широко открыт, высовываем широкий язычок и держим

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом

«Змея»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик открыт, зубки видно, высовываем остренький язычок

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Из кулочка выставляем указательный пальчик

«Качели»

АРТИКУЛЯЦИЯ

ротик приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка прячется то за верхние зубы, то за нижние

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз

«Чистим зубки»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Губки улыбаются, чистим кончиком языка то верхние зубы, то нижние

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз, имитируя движения зубной щётки

«Часики»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик открыт, касаемся кончиком языка то одного края губ, то другого

МЕЛКАЯ МОТОРИКА 

сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо

 «Чашечка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Высовыем широкий язычок и стараемся края язычка поднять вверх

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки

«Маляр»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, кончиком язык водим от верхних зубов по нёбу вглубь ротика

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Ладонь согнута пальцами вверх, пальцы вместе, движение вперед-назад пальцами

«Лошадка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, цокаем язычком

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье

«Грибок»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Ротик приоткрыт, губы улыбаются, прилепить широкий язычок к нёбу и удерживать

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

пальцы вместе, имитировать шляпку гриба

«Гармошка»

АРТИКУЛЯЦИЯ

Рот открыт, губы улыбаются, присосать язык к нёбу; открывать и закрывать рот

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Пальцы то вместе, то в разные стороны

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

Группа 2

Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.

Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

  • Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики.
  • Облегчает постановку, введение звуков в речь.
  • Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС ДО

laquo;Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,разве разум оратора не должен постичьистину  того, о чем собираются говорить?»...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...

"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...

методическое пособие «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»

Содержание Пояснительная записка Особенности речевого развития детей 3-4 летГипотеза, задачи, механизм содержания работыНаправления и формы работыПлан реализацииЗаключениеБиблиографический с...

Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...