«Развиваем пассивный словарь малыша»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Пассивный словарь  - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова – предметы (существительные), слова – действия (глаголы), слова – определения (прилагательные и наречия).

Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvivaem_passivnyy_slovar_malysha.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя – логопеда для родителей младших групп

Тема: «Развиваем пассивный словарь малыша»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2020 – 2021 учебный год

Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова – предметы (существительные), слова – действия (глаголы), слова – определения (прилагательные и наречия).

Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни.

Развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром. Подробное описание этих тем можно найти в любой программе дошкольного воспитания.

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами.

И слова и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет – взрослый называет его, ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т.д. Воспитатель ведет детей в раздевалку и говорит: «Будем одеваться на прогулку» и т.п.

В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты: НА (предложение) – протягивать раскрытую ладонь; ДАЙ (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак; ДА (согласие) – кивок головой и др.

При обучении детей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

Так как навык речи формируется у детей по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной и отвечала следующим требованиям:

Правильность – речь должна быть чистой, без речевых нарушений;

Четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией;

Простота – взрослый говорит простыми короткими фразами;

Повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения

взрослый употребляет по несколько раз в течении одного занятия, затем повторяются и на последующих;

Богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста.

Игры для развития пассивного словаря

«Покажи, где …»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.

Оборудование: предметные или сюжетные картины.

Ход игры. Воспитатель (родитель) вместе с детьми рассматривает предметные (сюжетные) картины и просит найти изображение заданного предмета, объекта.

- Покажи, где на картинке зайка. Найди и покажи волка. А где цветочки?

«Румяные щечки»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела, лица и их значение.

Ход игры: Воспитатель (родитель) просит детей показать различные части тела или лица.

- Покажите, где у вас щечки? Носик? Руки? Ноги? и т.д.

Далее можно усложнить задание, предлагая детям уже не названия, а значение части тела или лица.

- Покажите, чем вы кушаете? Чем слушаете? И т.д.

«Зеркало»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела, лица, одежды и обуви, названия движений и действий.

Ход игры. Воспитатель (родитель) рассматривает вместе с детьми отражение в зеркале.

- Кто там? Покажите, где у вас …

Далее можно попросить детей выполнить различные движения и действия.

- Помашите руками, потопайте ногами, покажите, как зайчик прыгает и т.д.

«Посидим, полежим!»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия предметов мебели и их значение.

Ход игры. Воспитатель (родитель) вместе с детьми рассматривает предметы мебели в помещении и просит их показать.

- Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? И т.д.

Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.

- Покажите, на чем будете сидеть? Где лежит одежда?

Если дети правильно находят и показывают предмет, воспитатель хвалит их и называет этот предмет мебели.

- Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д.

«Встречаем гостей!»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – ориентировка в помещении, понимание названия комнат и их назначения.

Оборудование: кукла или другая игрушка.

Ход игры. Воспитатель (родитель) предлагает детям поиграть в гости.

- К нам в гости пришла матрешка. Давайте покажем матрешке нашу группу.

«Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

«У кого картинка?»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.

«Покажи картинку!»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.

«Отгадай загадку – покажи картинку!»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.

«Веселые загадки!»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию игрушек и предметов по описанию.

«Выполняйте команды!»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

«Что делает человечек?»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

«Где много, а где мало?»

Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.

«Большой или маленький?»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький».

«Где что лежит?»

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».

Более подробное описание игр для развития пассивного словаря детей раннего возраста изложено в книге Елены Янушко «Помогите малышу заговорить!».

Литература:

Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!». М., «Теревинф», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...

Накопление пассивного словаря у детей раннего возраста

Игры по расширению у малышей пассивного словаря и развитию понимания речи....

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...

Тренинг для воспитателей групп младшего возраста Тема: «Развиваем пассивный словарь малыша»

Пассивный словарь  - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.В процессе занятий по развитию понимания реч...