«Развиваем пассивный словарь малыша»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова – предметы (существительные), слова – действия (глаголы), слова – определения (прилагательные и наречия).
Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: ,
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Консультация учителя – логопеда для родителей младших групп
Тема: «Развиваем пассивный словарь малыша»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Топчевская Т.Б.
ГБОУ Школа № 460 ДГ-1
2020 – 2021 учебный год
Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова – предметы (существительные), слова – действия (глаголы), слова – определения (прилагательные и наречия).
Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни.
Развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром. Подробное описание этих тем можно найти в любой программе дошкольного воспитания.
Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами.
И слова и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет – взрослый называет его, ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т.д. Воспитатель ведет детей в раздевалку и говорит: «Будем одеваться на прогулку» и т.п.
В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия.
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты: НА (предложение) – протягивать раскрытую ладонь; ДАЙ (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак; ДА (согласие) – кивок головой и др.
При обучении детей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.
Так как навык речи формируется у детей по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной и отвечала следующим требованиям:
Правильность – речь должна быть чистой, без речевых нарушений;
Четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией;
Простота – взрослый говорит простыми короткими фразами;
Повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения
взрослый употребляет по несколько раз в течении одного занятия, затем повторяются и на последующих;
Богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста.
Игры для развития пассивного словаря
«Покажи, где …»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование: предметные или сюжетные картины.
Ход игры. Воспитатель (родитель) вместе с детьми рассматривает предметные (сюжетные) картины и просит найти изображение заданного предмета, объекта.
- Покажи, где на картинке зайка. Найди и покажи волка. А где цветочки?
«Румяные щечки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела, лица и их значение.
Ход игры: Воспитатель (родитель) просит детей показать различные части тела или лица.
- Покажите, где у вас щечки? Носик? Руки? Ноги? и т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая детям уже не названия, а значение части тела или лица.
- Покажите, чем вы кушаете? Чем слушаете? И т.д.
«Зеркало»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела, лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Ход игры. Воспитатель (родитель) рассматривает вместе с детьми отражение в зеркале.
- Кто там? Покажите, где у вас …
Далее можно попросить детей выполнить различные движения и действия.
- Помашите руками, потопайте ногами, покажите, как зайчик прыгает и т.д.
«Посидим, полежим!»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия предметов мебели и их значение.
Ход игры. Воспитатель (родитель) вместе с детьми рассматривает предметы мебели в помещении и просит их показать.
- Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? И т.д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
- Покажите, на чем будете сидеть? Где лежит одежда?
Если дети правильно находят и показывают предмет, воспитатель хвалит их и называет этот предмет мебели.
- Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д.
«Встречаем гостей!»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – ориентировка в помещении, понимание названия комнат и их назначения.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры. Воспитатель (родитель) предлагает детям поиграть в гости.
- К нам в гости пришла матрешка. Давайте покажем матрешке нашу группу.
«Прятки»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
«У кого картинка?»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
«Покажи картинку!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
«Отгадай загадку – покажи картинку!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
«Веселые загадки!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию игрушек и предметов по описанию.
«Выполняйте команды!»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
«Что делает человечек?»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
«Где много, а где мало?»
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
«Большой или маленький?»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький».
«Где что лежит?»
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Более подробное описание игр для развития пассивного словаря детей раннего возраста изложено в книге Елены Янушко «Помогите малышу заговорить!».
Литература:
Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!». М., «Теревинф», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет
Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...
Накопление пассивного словаря у детей раннего возраста
Игры по расширению у малышей пассивного словаря и развитию понимания речи....

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет
Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.
Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...
Тренинг для воспитателей групп младшего возраста Тема: «Развиваем пассивный словарь малыша»
Пассивный словарь - это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.В процессе занятий по развитию понимания реч...