Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описаны этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей, представлены игры и игровые упражнения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Этапы работы над звуком
- Произнесение звука изолированно (показ артикуляции, объяснение в игровой форме, внимание на особенности произношения звуков, многократность произношения звуков).
- Проговаривание звуков в слогах (мягкие и твёрдые звуки: ри – ры, ли – лы и т.д., и наоборот: ры – ри, лы – ли в форме игровых упражнений на внимание).
- Произнесение звуков в словах и фразах, используя приём – усиленное выделение звука голосом. Закрепление произношения звука во фразах начинаем с шуток-чистоговорок, затем – в стихах, рассказах, инсценировках, подвижных и хороводных играх с текстом. Текстовый материал должен быть насыщен изучаемым звуком.
Этапы формирования фонематического восприятия
- Узнавание неречевых звуков (например, «Игра с колокольчиками», «Глазки закрывай, что звучит, отгадай»).
Игра с колокольчиками.
Цель. Дифференциация близких по звучанию неречевых звуков.
Оборудование. Колокольчики с низким и высоким звучанием.
Ход игры. Покажите ребёнку два одинаковых колокольчика, которые отличаются по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким. Спросите у ребёнка, одинаково ли они звучат. Колокольчики любят играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты внимательно послушай и скажи, какой колокольчик поёт. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поёт песенку высоким голосом).
Глазки закрывай, что звучит, отгадай
Цель. Узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.
Оборудование. Ширма, колокольчик. Бубен, барабан, бумага, фольга, трещотка, дудочка, погремушка и т. д.
Ход игры. Взрослый за ширмой шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. Предлагает ребёнку отгадать, что звучит. Вместо ширмы можно ребёнку предложить сесть спиной к взрослому.
- Различение одинаковых слов, звуков, звукокомплексов
Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу. Водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий, называет имя водящего или спрашивает: «Кто я?». Водящий называет имя ребёнка. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
- Различение слов, близких по звуковому составу (вагон – вакон – фагон; факон – вагом).
Взрослый показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Затем взрослый показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Взрослый даёт ребёнку два круга: красный и зелёный. Если ребёнок услышит правильное название предмета, изображённого на картинке, то нужно поднять зелёный кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).
- Различение слогов. Какой слог лишний? Например, на-на-на-па.
- Дифференциация фонем. Учить различать звуки родного языка (например,
гласные – согласные). - Выработка навыков звукового анализа.
Дикция. Этапы работы над скороговоркой
Дикция – чёткое произношение звуков, слов, фраз. У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых движений губ, языка, нижней челюсти.
Чёткость произношения зависит от гласных звуков, хорошей подвижности нижней челюсти и точной артикуляции согласных звуков. Работу над дикцией желательно начинать с артикуляционной гимнастики, которую следует делать индивидуально перед зеркалом. В младшей и средней группах артикуляционная гимнастика проводится в форме игр на звукоподражание, а в подготовительной группе можно использовать не только артикуляционную гимнастику, но и заучивание скороговорок.
Скороговорка – труднопроизносимая фраза с часто повторяющимися одинаковыми звуками. Сначала скороговорки нужно подбирать короткие и простые, затем более длинные и сложные.
Упражнения для развития дикции проводите в хорошо проветриваемом помещении. Длительность упражнений не более 15 мин.
Последовательность работы
I этап – работа взрослого над скороговоркой.
- Сам про себя читает, уточняет смысл.
- Произносит беззвучно с чёткой артикуляцией.
- Произносит медленно шёпотом.
- Произносит быстрее и громче.
- Произносит громко, быстро.
II этап – обучение ребёнка взрослым.
- Взрослый произносит скороговорку наизусть в медленном темпе, отчётливо выделяя звуки.
- Многократно читает негромко, ритмично.
- Ребёнок самостоятельно произносит скороговорку вполголоса в медленном темпе.
- Отрабатывает качество произнесения скороговорки, используя разнообразные приёмы: индивидуально, хором, громче, тише, меняя темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
В статье описывается необходимость развития звуковой культуры речи. Примеры атикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для речевого дыхания и развития фонематического слуха....

Экспресс-тест для педагогов по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Материал поможет педагогам ДОО в подготовке и планировании работы по ЗКР с дошкольниками....
Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...


