Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

В статье описаны этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей, представлены игры и игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Этапы работы над звуком

  1. Произнесение звука изолированно (показ артикуляции, объяснение в игровой форме, внимание на особенности произношения звуков, многократность произношения звуков).
  2. Проговаривание звуков в слогах (мягкие и твёрдые звуки: ри – ры, ли – лы и т.д., и наоборот: ры – ри, лы – ли в форме игровых упражнений на внимание).
  3. Произнесение звуков в словах и фразах, используя приём – усиленное выделение звука голосом. Закрепление произношения звука во фразах начинаем с шуток-чистоговорок, затем – в стихах, рассказах, инсценировках, подвижных и хороводных играх с текстом. Текстовый материал должен быть насыщен изучаемым звуком.

Этапы формирования фонематического восприятия

  1. Узнавание неречевых звуков (например, «Игра с колокольчиками», «Глазки закрывай, что звучит, отгадай»).

Игра с колокольчиками.

Цель. Дифференциация близких по звучанию неречевых звуков.

Оборудование. Колокольчики с низким и высоким звучанием.

Ход игры. Покажите ребёнку два одинаковых колокольчика, которые отличаются по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким. Спросите у ребёнка, одинаково ли они звучат. Колокольчики любят играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты внимательно послушай и скажи, какой колокольчик поёт. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поёт песенку высоким голосом).

Глазки закрывай, что звучит, отгадай

Цель. Узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, колокольчик. Бубен, барабан, бумага, фольга, трещотка, дудочка, погремушка и т. д.

Ход игры. Взрослый за ширмой шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. Предлагает ребёнку отгадать, что звучит. Вместо ширмы можно ребёнку предложить сесть спиной к взрослому.

  1. Различение одинаковых слов, звуков, звукокомплексов

Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу. Водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий, называет имя водящего или спрашивает: «Кто я?». Водящий называет имя ребёнка. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

  1. Различение слов, близких по звуковому составу (вагон – вакон – фагон; факон – вагом).

Взрослый показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Затем взрослый показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Взрослый даёт ребёнку два круга: красный и зелёный. Если ребёнок услышит правильное название предмета, изображённого на картинке, то нужно поднять зелёный кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).

  1. Различение слогов. Какой слог лишний? Например, на-на-на-па.
  2. Дифференциация фонем. Учить различать звуки родного языка (например,
    гласные – согласные).
  3. Выработка навыков звукового анализа.

Дикция. Этапы работы над скороговоркой

Дикция – чёткое произношение звуков, слов, фраз. У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых движений губ, языка, нижней челюсти.

Чёткость произношения зависит от гласных звуков, хорошей подвижности нижней челюсти и точной артикуляции согласных звуков. Работу над дикцией желательно начинать с артикуляционной гимнастики, которую следует делать индивидуально перед зеркалом. В младшей и средней группах артикуляционная гимнастика проводится в форме игр на звукоподражание, а в подготовительной группе можно использовать не только артикуляционную гимнастику, но и заучивание скороговорок.

Скороговорка – труднопроизносимая фраза с часто повторяющимися одинаковыми звуками. Сначала скороговорки нужно подбирать короткие и простые, затем более длинные и сложные.

Упражнения для развития дикции проводите в хорошо проветриваемом помещении. Длительность упражнений не более 15 мин.

Последовательность работы

I этап – работа взрослого над скороговоркой.

  1. Сам про себя читает, уточняет смысл.
  2. Произносит беззвучно с чёткой артикуляцией.
  3. Произносит медленно шёпотом.
  4. Произносит быстрее и громче.
  5. Произносит громко, быстро.

II этап – обучение ребёнка взрослым.

  1. Взрослый произносит скороговорку наизусть в медленном темпе, отчётливо выделяя звуки.
  2. Многократно читает негромко, ритмично.
  3. Ребёнок самостоятельно произносит скороговорку вполголоса в медленном темпе.
  4. Отрабатывает качество произнесения скороговорки, используя разнообразные приёмы: индивидуально, хором, громче, тише, меняя темп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В статье описывается необходимость развития звуковой культуры речи. Примеры атикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для речевого дыхания и развития фонематического слуха....

Экспресс-тест для педагогов по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Материал поможет педагогам ДОО в подготовке и планировании работы по ЗКР с дошкольниками....

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Планирование работы по развитию  звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...