Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества.
Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произносительная сторона речи. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы.
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с детства к устному народному творчеству. Малые формы фольклора развивают образность мышления, выразительность речи, так как богаты лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении. Но и вызывает желание у ребёнка запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памят
Колыбельные песни значительно обогащают словарный запас. Их особый ритм учит детей плавному произношению фраз, предложений. Они развивают фонематическое восприятие, содержат широкий круг сведений об окружающем мире
Потешки тренируют память и мелкую моторику. С их помощью ребенок запоминает название частей тела, животных и многое другое. Потешки играют большую роль в развитии мелкой моторики. Используются при формировании навыков самообслуживания.
Сказка имеет специфический звуковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний. Она понятна ребенку.
Сказка помогает понять что хорошо, а что плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена небольшим жизненным опытом детей (об игрушках, диких животных, некоторых предметах домашнего обихода, продуктах питания).
Загадки лаконичны, с конкретными образами, могут иметь подсказку. Способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления.
Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Можно использовать во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями.
Считалки - для детей используются для установления очередности, для определения кому начать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.
Содержащийся в подвижных и хороводных народных играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью.
Фольклор используется в работе с детьми в разных видах деятельности: игровой, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной, познавательной, восприятии художественной литературы.
Постоянно замечая интерес детей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде.
Была проделана работа по пополнению дидактических игр «сказки на липучках», изготовлены различные картотеки в виде кейсов с пословицами, поговорками, сказками, потешками. Также пополнили книжный уголок соответствующей художественной литературой.
Реализация поставленных задач по развитию речи возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства развития речи детей, формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, подготавливаю консультации, такие как: «Приобщение детей к театру», «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки», «Почему важно петь колыбельные песни детям». Привлекаю родителей к изготовлению материалов к дидактическим и театрализованным играм. Пополняем развивающую среду (настольно-печатными играми по русским народным сказкам, играми по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте правильности». К. Д. Ушинский
В ходе освоения малых фольклорных жанров дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки ; прибаутки; заклички ; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры и т.д.
Колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Потешки - это зарифмованные короткие истории, стишки и песенки, которые сочетаются с простыми движениями.
Сказка - средство речевого развития и воспитания детей.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, радуге, деревьям)
Считалки Подвижные и хороводные русские народные игры
Детский фольклор используется: режимных моментах; на прогулке; непосредственно образовательной деятельности; игре; в свободной деятельности и т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...
"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...
Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества"
Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произн...

Обобщающее итоговое занятие «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Итоговое занятие...
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Образовательные и развивающие.Закрепить формы устного народного творчества (потешки, сказки, игры);Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;За...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Ведущей педагогической идеей опыта является определение путей совершенствования речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
