«Приемы обучения грамматически правильной речи дошкольников»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной  грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя – логопеда для воспитателей

Тема: «Приемы обучения грамматически правильной речи дошкольников»

»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2022 – 2023 учебный год

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во- первых, грамматический строй языка, во- вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические стереотипы.

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют занятия, на которых осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Ведущую роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить. Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Находят свое место и такие приемы, как исправление, подсказ.

Усвоение трудных для ребенка грамматических форм осуществляется с помощью дидактических игр и упражнений.

Вторая младшая группа:

Средняя группа:

Старшая группа:

В подготовительной к школе группе работа по формированию грамматического строя речи должна быть направлена на обогащение ее морфологическими и синтаксическими формами. Отвечая на разнообразные вопросы воспитателя, составляя рассказы, дети нередко допускают ошибки в построении предложений. Педагог должен указать ребенку на ошибку, предложить воспитанникам всем вместе подумать, как ее исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования грамматически правильной речи.

в данной статье делюсь с приемами, которые я использую для формирования грамматических категорий у детей с ОНР....

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

Консультация для воспитателей ДОУ " Методы и приемы формирования грамматически правильной речи".

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со све...

Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Консультация для воспитателей «Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»

Описание методов и приемов  используемых для формирования граматически правильной речи у дошкольников....

«Приемы обучения грамматически правильной речи дошкольников»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, числ...