НОД по развитию речи на тему "Насекомые", старший возраст
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Левая Нина Григорьевна

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить знания детей о насекомых, особенностях внешнего вида.

Учить отгадывать загадки.

3.  Уточнить и активизировать словарь по теме.

4. Формировать грамматический строй речи (образование слов-антонимов; образование притяжательных прилагательных; согласование прилагательное + существительное с числительными в роде, числе).

5. Формировать умение правильно строить предложения.

6. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, умение делить слова на слоги .

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

 Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия
в подготовительной группе с ОНР III
на тему «Насекомые»

Подготовила. Левая Н.Г.

Цель. Закрепить и обобщить знания по лексической теме «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить знания детей о насекомых, особенностях внешнего вида.

Учить отгадывать загадки.

3.  Уточнить и активизировать словарь по теме.

4. Формировать грамматический строй речи (образование слов-антонимов; образование притяжательных прилагательных; согласование прилагательное + существительное с числительными в роде, числе).

5. Формировать умение правильно строить предложения.

6. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, умение делить слова на слоги .

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

 Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельность.

Возрастная группа: старший возраст (6-7 лет).

Тип занятия: фронтальное.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Оборудование: компьютер, игра – презентация «Угадай, кто это?», магнитная доска, картинки с изображением насекомых, счётные палочки, схемы «Составь из палочек» (жук, бабочка), звуковые схемы, картинки (ромашка, мак, ландыш).

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Насекомые».

Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, беседы о пользе и вреде насекомых.

Разучивание стихотворений и загадок по теме.

Дидактические  игры:  «Парочки», «Посчитай, сколько», «Кого не стало?»,  «Кто лишний» и др.

Ход НОД.

Организационный момент. Игра «Солнечные лучики».

Дети садятся на подушечки по кругу. В центр круга воспитатель кладет солнышко без лучиков, предлагает взять по одному лучику. Дети по очереди  прикладывают к солнышку лучики и говорят добрые слова, слова – пожелания или просто здороваются друг с другом. Лучики направляют в сторону того, кого они приветствуют.

Основная часть.

- Ребята, сегодня мы поговорим о…, а, впрочем, отгадайте сами!

 Игра «Отгадай загадку»

- Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.    (Жук)

- Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенуться,

Взвился вверх и улетел.         (Бабочка)

- Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Полетает над цветком –

Он поделится медком.    (Пчела)

- В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Город себе строит.    (Муравьи)

- Осенью в щель забьется,

А весной проснется.     (Муха)

- Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.   (Стрекоза)

- Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.    (Кузнечик)

- Молодцы, вы отгадали все загадки. Вспомните, о ком были загадки? Как назвать их одним словом? (Насекомые)

О ком мы будем говорить? (Мы будем говорить о насекомых).

- Что общего у всех насекомых? (У них есть головка, брюшко, четыре крылышка (две пары крылышек), шесть лапок (три пары лапок), усики)

- Скажите, в какое время года мы можем увидеть их в природе? (Весной, летом, осенью)

- Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц. Пчелы собирают нектар, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых).

-  Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается? (Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и людей. Мухи переносят разные болезни).

Игра «Какой, какая, какие?»

 - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какой, какая, какие?» (с мячом)

Прокатываю детям мяч, они отвечают.

Пчелы любят трудиться. Пчелы какие? (Пчелы трудолюбивые)

У стрекозы большие глаза. Стрекоза какая? (Стрекоза большеглазая)

У кузнечика длинные ноги. Кузнечик какой? (Кузнечик длинноногий)

У бабочек пестрые крылья. Бабочки какие? (Бабочки пестрокрылые)

У жука жесткие крылья. Жук какой? (Жесткокрылый)

Муравей любит трудиться. Муравей какой? (Трудолюбивый)

Игра «Кто лишний?»

- Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Кого здесь можно назвать лишним? Паука)  Почему? (У всех есть крылья, у паука – нет. Паук – не насекомое. У насекомых 6 лап, а у паука - 8)

– По какому признаку можно выделить другую картинку? (Лишний воробей, потому  что это птица)

– Какое из этих насекомых считается самым вредным? (Муха – она переносит опасные микробы на своих лапках)

- Здорово.

Игра «Весёлые звуки»

- Посмотрите на эту звуковую схему. Подумайте, к названию какого насекомого она подходит. Объясните свой выбор. (Картинки на магнитной доске. Дети подбирают картинку к схемам, объясняют свой выбор)

Примерный ответ ребенка: Схема подходит к слову «жук», потому что в этом слове три звука: первый звук [ж ]– согласный, всегда твердый, звонкий , второй [у]– гласный, третий [к]– согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Рассади насекомых»

- Ребята, насекомые очень любят цветы. (Выставляю картинки: ландыш, мак, ромашка). Как называются эти цветы? Сколько слогов в слове мак (ромашка, ландыш)? Рассадите насекомых на цветы в соответствии с количеством слогов и объясните свой выбор.

 (Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветам).

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

Игра «Закончи предложение»

- Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». (Дети встают в круг). Я начинаю предложение, тот, кому я брошу мяч, заканчивает предложение.

  • Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая).
  • У мухи крылья короткие, а у стрекозы … (длинные).
  • У жука усы толстые, а у кузнечика … (тонкие).
  • У шмеля спинка широкая, а у муравья … (узкая).
  • У кузнечика лапки длинные, а у божьей коровки ( короткие).

Динамическая пауза. - Ребята, предлагаю отдохнуть.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

(руки в сторону, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится, как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед.

(руки в сторону, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок

(прыжки на месте)

Напрыгались, присели,

Травушку поели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Отдохнули и опять:

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра «Сосчитай»

- Сосчитайте до 5 правильно согласовывая слова.

Трудолюбивая пчела.

Заботливый муравей.

Разноцветная бабочка.

Зелёный кузнечик.

Надоедливая муха.

Полосатый шмель.

(Одна трудолюбивая пчела, две трудолюбивые пчелы, три трудолюбивые пчелы, четыре трудолюбивые пчелы, пять трудолюбивых пчёл).

Игра «Сделай также»

– Ребята, возьмите палочки и выложите такие же фигурки.  (Дети выкладывают фигурки жука и мухи)

- Жук по зеленой травке ползет,

Дойдет до конца и упадет.

- Крыльями бабочка машет,

Летает с цветка на цветок –

Нектар собирает.

Игра «Чей, чья, чьё?» (с мячом)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чей, чья, чьё?» Я начну фразу, а вы мне подскажете нужное  слово.

писк комара – (чей писк?) комариный

крылышко пчелы - ... (пчелиное)

лапка муравья - ...(муравьиная)

жужжание шмеля - ...(шмелиное)

усы таракана - ...(тараканьи)

брюшко осы - …(осиное)

Игра «Сложи картинку»

У детей две картинки с насекомыми, разрезанные части. (Предлагаю выбрать себе пару)

- Ребята, посмотрите, картинки перепутались. Будьте внимательны, сложите правильно, и тогда мы узнаем, какие насекомые нарисованы на картинках.

1. Кто это? (Это пчела и муха)

2. Чем они похожи? (У них есть голова, брюшко, две пары крылышек, три пары лапок, усики)

3. Чем отличаются? (Муха черного цвета, у пчелы мохнатое брюшко коричневого цвета с желтыми полосками}

4. Кто из них приносит пользу человеку, а кто вред? (Пчела приносит человеку пользу – мед, а муха – очень вредное насекомое, переносит опасные микробы на лапках)

- Я рада, что с этим заданием вы справились.

Упражнение «Составь предложение из слов»

- Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно. Составьте предложение из этих слов:

1. Цветок, села, на, бабочка.

2. По, ветка, ползает, гусеница.

3. Листок, под, жук, спрятался.

4. Червяк, из, выползает, земля.

5. Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.

6. Паутина, муха, в, попалась.

Итог занятия.

- Ребята, о ком мы с вами говорили на занятии? (Мы говорили о насекомых)

- Какую пользу приносят насекомые: опыляют растения, служат кормом животным и птицам;  пчелы дают мед, воск; муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.

- Какой вред наносят насекомые: больно кусают, разносят опасные болезни, повреждают кору деревьев, объедают листья растений.

- Вы сегодня молодцы! Отлично  справились со всеми заданиями.

Домашнее задание. Выучить стихотворение (на выбор).

Села пчелка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело, не наскучило искать?

- Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

- Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.

Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший муравьи возводят дом!

                                                            (3. Александрова

Литература.

1.        Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - Москва : Эксмо, 2017. - 317, [3] с. - ISBN 978-5-699-68972-9. –Текст непосредственный.

2.        Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2001.

3.         Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2003.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние потешек на развитие речи детей среднего- старшего возраста

Русское народное творчество - это основа развития речи у детей раннего возраста. Через потешки ребенок накапливает словарный запас, у ребенка формируются грамматические навыки, связная речь. Ребенок у...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста тема «Весна»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности...

Конспект НОД по развитию речи для дошкольников старшего возраста "Путешествие на зимние Олимпийские игры Сочи-2014"

Авторский конспект НОД по развитию речи был разработан мной для дошкольников старшего возраста. Данная тема "Путешествие на зимние Олимпийские игры Сочи- 2014" очень актуальна в нашем регионе, все куб...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей старшего возраста, имеющими речевые нарушения...

Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие  направлено  на расширение з...