Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ромашка аптечная – помощница нашему здоровью»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие с использованием технологии ТРИЗ познакомит детей с лекарственным растением – ромашкой аптечной; формирует системное мышление через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей, а также правильную диалогическую и монологическую формы речи детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Ромашка аптечная – помощница нашему здоровью»
Задачи:
- Познакомить детей с лекарственным растением – ромашкой аптечной, развивать способность отличать ее по внешнему виду, знать места произрастания, лечебные свойства ромашки аптечной и простейшие рецепты её применения.
- Формировать системное мышление через выявление функции объекта, надсистемных и подсистемных связей.
- Формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать словарный запас по изучаемой теме.
- Воспитывать интерес к природе родного края, формировать бережное отношение к природе.
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности.
Оборудование: экран «Системный оператор» (технология ТРИЗ), дидактические игры: «Собери растение и назови его части», «Как ромашка в аптеку попала?!», «Применение ромашки аптечной», макет дидактической игры «На лугу (экосистема луга)», засушенные растения ромашки (для рассматривания семян растения).
Ход организации образовательной деятельности:
Компоненты образовательной деятельности (этап, его продолжи-тельность) | Действия воспитателя | Действия детей |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивационный компонент) | ||
- Вводно-организационный (1-2 мин) | До начала занятия: дети с воспитателем готовят витрину для сюжетно – ролевой игры «Аптека». На полочки дети старательно раскладывают коробочки с лекарствами, распределяя их по группам:
В руки детей попадают коробочки с лекарственным растением «Ромашка аптечная», воспитатель спрашивает «На какой полочке мы поместим данное лекарственное средство?» Дети высказывают предположения, не приходят к общему мнению. Воспитатель предлагает детям обратиться за помощью к «Волшебному экрану» (метод «Системный оператор» в технологии ТРИЗ). | Дети отвечают на вопросы воспитателя. |
Основная часть (операционно – деятельностный момент) | ||
-Расширение (коррекция) имеющихся знаний или умений, объяснение нового материала (3-10 мин.) Динамическая пауза (1 мин.) Практическая работа (совместная деятельность педагога с детьми) (5-12 мин) | 1 окно - «Что это?» Среди предложенных иллюстраций лекарственных растений дети находят ромашку аптечную, рассматривают ее. Дид.игра «Что может растение?». Передавая рисунок друг другу, дети называют свойства растения, характеризуя его как объект живой природы. Дети: ромашка может расти, пить воду, расцветать, давать семена, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть. Последний ребенок помещает изображение в окно «Волшебного экрана». 2 окно – «Из чего состоит ромашка?» Дид. игра «Собери растение и назови его части» - Дети, откройте конверт и выложите содержимое на стол. Соберите пазл и расскажите, что у вас получилось. Собрав картинку, дети называют и показывают части растения. - Какое растение у вас получилось? - Сравните его с изображением в книге. 3 окно – «Среда обитания» Дети называют место произрастания ромашки аптечной – луг и проверяют свой ответ, сравнивая его с фотографией – ответом. Заполняют карман. Физкультминутка «Вместе по лугу мы идем» Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте) Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг Тысяча цветов вокруг! (Потягивание – руки в стороны) Вот ромашка, василек, Медуница, кашка, клевер. Растилается ковер И направо, и налево. (Повороты вправо — влево) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут. Дид.игра «На лугу (экосистема луга)» Дети с воспитателем рассаживаются возле макета, рассматривают его, дополняют необходимыми элементами (факторами неживой природы: солнце, облака, дождевая туча; представителями живого мира – насекомыми, жизнь которых неразрывно связана с растениями ромашки аптечной). Дети делают вывод, что за дикорастущими растениями люди не ухаживают, они растут без помощи человека. Им помогает согреться солнце, подрасти и не погибнуть – дождь, а разбрасывает семена – ветер. Ромашка — лекарственное растение, поэтому нельзя рвать растения без причины. Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял – и завял А сколько бы он на лугу простоял (В. Викторов) Дети: чем больше растений, тем чище воздух и легче дышать, тем больше пользы для насекомых, птиц и зверей. На луг можно ходить для того, чтобы полюбоваться растениями. - Как же здесь хорошо, тихо, спокойно. Ребята, а вам понравилось на лугу? - Дети : Да! - А теперь, пора нам возвращаться домой. 4 окно – «Чем была ромашка раньше?» Дети рассматривают семена, описывают их форму, размер, количество. В окно помещается иллюстрация с семенами ромашки. 5 окно – «Части семени». Рассматривая рисунок семени, дети называют его основные части: оболочка и семя. 6 окно – «Что получилось из семени?». В окно помещается изображение проростка ромашки. Подведение промежуточного итога занятия. 7 окно – «Чем будет?» Лето пройдёт, цветы отцветут, растения завянут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. А где можно взять лекарственные сборы, чтобы помочь себе выздороветь? Дети: Их можно приобрести в аптеке. Заполнение окон 7 и 9. Дид. игра ««Как ромашка в аптеку попала?!» Воспитатель предлагает 4 варианта изображения этапов заготовки сырья ромашки аптечной. Дети разбиваются на пары, выбирают по одной карточке, рассматривают её и выстраиваются в «поезд времени». 8 окно – «Применения ромашки в народной медицине». Дети разбиваются на пары, на столе собирают примеры применения ромашки аптечной в народной медицине (последовательности). Рассказывают о проделанной работе, заполняют окошко схемой применения растения в медицине. - Ромашку называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета: «Если встретишь в дороге ромашку, поклонись ей и скажи «Здравствуй, доктор»». | Дети находят ромашку аптечную, рассматривают её, дают характеристику. Дети участвуют в игре. Дети выполняют движения по тексту Дети дополняют макет необходимыми деталями, аргументируя выбор. Дети за столом рассматривают семена ромашки Самостоятельная деятельность. Дети демонстрируют свои работы, сопровождая комментариями. |
Заключительная часть (аналитический компонент: обсуждение результатов, мотивация на другой вид деятельности) | ||
Открытый выход из деятельности (3 мин.) | Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебный экран», просит одного из детей еще раз рассказать о том, что они узнали на занятии. Дети помещают лекарственное средство «Ромашка аптечная» на отдельную полочку, аргументируют свой выбор. | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Наши помощники - электроприборы»
Целью Непосредственно Образовательной Деятельности является создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприбо...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: "Наша дружная семья".
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Могут ли овощи навредить нашему здоровью"
В конспекте говориться об овощах, их зачении для здоровья человека...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».
Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сталинград - наша гордость и слава»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сталинград - наша гордость и слава» Занятие подготовила и провела:воспитатель первой кв. категорииОстаева Арина Влад...

План-конспект занятия Познавательный досуг в подготовительной к школе группе «Ромашка» «Автокресло –детям»
Основная цель занятия учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения, использовать специальные детские удерживающие устройства при поездке в автомобиле....

Конспект мероприятия «Друг мой - фликер» в подготовительной к школе группе «Ромашка»
Цель мероприятия профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; напоминание и закрепление основных правил безопасного поведения при передвижении в темное время суток, объяснить предназначени...
