Схема логопедического обследования детей дошкольного возраста 4-7 лет
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кокорева Анна Витальевна

Схема логопедического обследования  детей дошкольного возраста 4-7 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема логопедического обследования детей дошкольного возраста   (от 4 до 7 лет)

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I.Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)                

2.Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-        

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--        

3.Зрительное восприятие:

а)подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,         

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,

б)показ основных цветов.

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а)        4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу,        

     5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,        

     6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо,

б)        показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,

в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет),        

г) складывание фигур из палочек

5. Состояние общей моторики:

  — сила движений,

  — точность движений,

  — темп движений,

  — координация движений,

  — переключение от одного движения к другому.        

 6. Состояние ручной моторики:

   — точность движений,        

   — темп движений.

   — синхронность движений правой и левой руки,        

   — переключение от одного движения к другому.        

  Задания.

От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание,  вырезывание.

        От 5 до 7 лет дополнительно: — «игра на рояле» (пальцы 1—5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

   — кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой);

   - чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука —кулак, далее — наоборот.

II. Фонетической стороны речи

Состояние звукопроизношения

Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в)челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

—поднять брови вверх («удивиться»);        

—нахмурить брови («рассердиться»);        

—прищурить глаза;        

—надуть щеки («толстячок»);        

—втянуть щеки («худышка»).        

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы «Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а)наличие или отсутствие движений;        

б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);         

в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);        

г)переключение от одного движения к другому;        

д)объем движений (полный, неполный);        

е)точность выполнения;        

ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)        

з)замены движения;        

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);        

Язык:

- Широкий — узкий (под счет: 3 раза — до 5 лет), (5 раз —с 5 лет),        

- Кончик языка поднять, опустить,         

-«Маятник»,

-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу),        

-«Цоканье».        

а)наличие или отсутствие движений;        

б)тонус;        

в)темп;        

г)переключение от одного движения к другому;        

д)объем движения;        

е)точность выполнения;        

ж)замены движения;        

з)длительность удержания заданного положения;        

и) добавочные и лишние движения (синкинезия);               

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.)

        

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;        

2.Характеристика голоса:

а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);        

б)наличие или отсутствие носового оттенка;        

в)модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);        

2.Ритм;        

3.Правильность употребления пауз;        

4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).        

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом                        мостик                кошка

снег                        каша                        капуста

крыша                        хлеб                        помидоры

с 5 лет:

помидоры        милиционер

сквозняк        аквариум

сковорода        лекарство

температура        простокваша

свисток        подснежник
      скворечник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

III.Состояние фонематического восприятия  (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с        4 лет:

па-ба        па-га

ба-на        та-на

ва-та        га-да

та-да        ка-га

мя-ма        ба-ма

с        6 лет:

ба-ба-па        са-ша-са

та-да-та        жа-за-жа

га-ка-га        ча-ша-ча

ба-бя-ба        за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
         в произношении.

Показать картинки:

мишка — мышка        бочка — почка

уточка — удочка        трава — дрова

3.        Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка        цветик — Светик

крыса — крыша        вечер — ветер

речка — редька        косы — козы
     челка 
— щелка

IV.Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук  [м]  (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка,  Оля, Ира, Инна ,улица.        

С 6 лет:

  1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
  2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
  3. Определение  последовательности  звуков  в  слове   («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
  4. Определение количества звуков в словах:  дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади куклу, мишку и т.д.        

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1.        Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

—Покажи, где:

стол — столы, дом — дома, стул — стулья, дерево — деревья, береза — березы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).

—Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.

С 5 лет:

2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

—Покажи, где: дом — домик, стул — стульчик, одеяло — одеяльце, подушка — подушечка, замок — замочек.

3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:

Покажи,   где:   виноград — виноградинка,  бусы — бусинка,роса — росинка.

3.3.Дифференциация   глаголов   с   различными   приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4.Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1.Словосочетания.

—Покажи:

ключом карандаш,        ключ карандашом,

где хозяин собаки,        где собака хозяина,

дочка мамы,        мама дочки.

4.2.Простые распространенные предложения.

—Покажи картинку:

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4.Понимание связной речи.

VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. — в соответствии с Программой детского сада.

1.2.Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шеяи др.        
  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
  • Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина

С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
  • Части окна: рама, подоконник, стекло
  1. Название профессий.
  2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня?  
  • Кто как передвигается?
  • Кто как кричит?

С 6 лет:

  • Кто какие звуки издает?
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6.        Прилагательные.
Название цветов.

   С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый

С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

Название формы.

С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):

добро — зло        высокий — ...

горе — ...        легкий — ...

друг — ...        поднимать — ...

хороший — ...        давать — ...

большой — ...        покупать — ...
широкий — ...

2. Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Употребление  существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол — столы        дерево —

кукла —        окно —

ухо —        стул —

слон —        воробей —

рукав —        пень —

глаз —        лев —

рот —        сон —

лист —

2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла)        
  • У меня нет
  • Я рисую ...
  • Папа пишет ....

С 5 лет:

2.3.        Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

        Много чего?

        шар — шаров        дерево — ...

        стол — ...        лист — ...

        дом — ...        стул — ...

            береза — ...                           мяч — ...

            чашка — ...                            ключ — ...

            книга — ...        карандаш — ...

        2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5.        Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов: шар — ..., ведро — ..., платье — ..., машина — ..., ботинок — ...

2.6.        Употребление словосочетаний — числительных два и пять с существительными:

дом — два дома, пять домов        шар — ...

кукла — ...        жук — ...

С 6 лет:

карандаш — два карандаша, пять карандашей 

ключ — ...        озеро — ...

лев — ...        дверь — ...

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

—Как назвать маленький предмет?

стол — столик        кукла — ...

мяч — ...        ложка — ...

дом — ...        шкаф — ...

кровать — ...        миска — ...
      береза — ...

С 6 лет:

гриб — грибок        воробей — ...

лиса — ...        одеяло — ...
     лист — ...

3.2.Образование названий        детенышей животных.

С 4 лет:

у кошки — котенок        у гуся — ...

у утки — ...        у лисы — ...

С 5 лет:

у зайца — ...        у медведя — ...

у белки — ...        у волка — ...

С 6 лет:

у коровы — ... у лошади — ... у собаки — ...

3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):

—относительных (из чего сделано):

дерево — деревянный        резина —

бумага —        металл —

солома —        снег —

мех —        брусника —

пух —        черника —

кирпич —        шерсть —

—притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы — мамина        хвост зайца — ...

кофта бабушки — ...        лапа медведя — ...

газета папы — ...        шерсть волка — ...
       нора лисы — ...

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет).
Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит — уходит — входит — выходит — переходит

       бежит — убегает — выбегает — вбегает — перебегает

     летит — ...

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
      рисовал — 
нарисовал

писал — ... делал — ...

VII. Состояние связной речи

Предлагается пересказ , рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Логопедическое заключение

Схема обследования младшего школьника с ЗПР

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

  • латеральная  организация,   сформированное  соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
  • характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);

характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак — ребро — ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);

•        характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

  • характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
  • характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
    оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР — 7); запоминание четверостиший и другие задания);
  • характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
  • характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических  диктантов — рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);

•        характеристика  познавательной  потребности  и  мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности  (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций

1. Устная речь:

  • уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
    картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);
  • общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
  • состояние звукопроизношения;
  • способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.

2. Языковые операции:

  • фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
    слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);
  • актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова — предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
  • грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
  • языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).

3. Письменная речь:

  • чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного;  фиксируются   и  анализируются  затруднения   и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
  • письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
    текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного — непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи.
  • способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
  • анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности — выделение преобладающего вида.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...

Театрализованная деятельность в логопедической практике дошкольного возраста

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельно...

Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем сам...

влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста

влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста...

«Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста».

laquo;Театр   высшая инстанция для решения жизненных вопросов»   так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных кри...