Схема логопедического обследования детей дошкольного возраста 4-7 лет
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Схема логопедического обследования детей дошкольного возраста 4-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема логопедического обследования детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I.Исследование неречевых психических функций
1.Слуховое внимание:
а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)
б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)
2.Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--
3.Зрительное восприятие:
а)подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,
б)показ основных цветов.
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу,
5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,
6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо,
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,
в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет),
г) складывание фигур из палочек
5. Состояние общей моторики:
— сила движений,
— точность движений,
— темп движений,
— координация движений,
— переключение от одного движения к другому.
6. Состояние ручной моторики:
— точность движений,
— темп движений.
— синхронность движений правой и левой руки,
— переключение от одного движения к другому.
Задания.
От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.
От 5 до 7 лет дополнительно: — «игра на рояле» (пальцы 1—5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
— кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука —кулак, далее — наоборот.
II. Фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в)челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
—поднять брови вверх («удивиться»);
—нахмурить брови («рассердиться»);
—прищурить глаза;
—надуть щеки («толстячок»);
—втянуть щеки («худышка»).
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2.Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы «Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);
г)переключение от одного движения к другому;
д)объем движений (полный, неполный);
е)точность выполнения;
ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
з)замены движения;
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);
Язык:
- Широкий — узкий (под счет: 3 раза — до 5 лет), (5 раз —с 5 лет),
- Кончик языка поднять, опустить,
-«Маятник»,
-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу),
-«Цоканье».
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус;
в)темп;
г)переключение от одного движения к другому;
д)объем движения;
е)точность выполнения;
ж)замены движения;
з)длительность удержания заданного положения;
и) добавочные и лишние движения (синкинезия);
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений.)
Состояние дыхательной и голосовой функций
1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;
2.Характеристика голоса:
а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б)наличие или отсутствие носового оттенка;
в)модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности динамической стороны речи
1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);
2.Ритм;
3.Правильность употребления пауз;
4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2. Предложения (с 5 лет):
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
III.Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба па-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
мя-ма ба-ма
с 6 лет:
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении.
Показать картинки:
мишка — мышка бочка — почка
уточка — удочка трава — дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска — мишка цветик — Светик
крыса — крыша вечер — ветер
речка — редька косы — козы
челка — щелка
IV.Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна ,улица.
С 6 лет:
- Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
- Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
- Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
- Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)
- Покажи, где кукла, стол, стул.
- Посади куклу, мишку и т.д.
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет:
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
—Покажи, где:
стол — столы, дом — дома, стул — стулья, дерево — деревья, береза — березы.
2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).
—Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.
С 5 лет:
2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под — из-под:
- Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3.Дифференциация форм словообразования.
С 5 лет:
3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
—Покажи, где: дом — домик, стул — стульчик, одеяло — одеяльце, подушка — подушечка, замок — замочек.
3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:
—Покажи, где: виноград — виноградинка, бусы — бусинка,роса — росинка.
3.3.Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.
4.Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1.Словосочетания.
—Покажи:
ключом карандаш, ключ карандашом,
где хозяин собаки, где собака хозяина,
дочка мамы, мама дочки.
4.2.Простые распространенные предложения.
—Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
4.3.Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
С 6 лет:
4.4.Понимание связной речи.
VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1.Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. — в соответствии с Программой детского сада.
1.2.Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шеяи др.
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина
С 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
- Части окна: рама, подоконник, стекло
- Название профессий.
- Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня?
- Кто как передвигается?
- Кто как кричит?
С 6 лет:
- Кто какие звуки издает?
- Кто что делает (с использованием названий профессий)?
1.6. Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый
С 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый
Название формы.
С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):
добро — зло высокий — ...
горе — ... легкий — ...
друг — ... поднимать — ...
хороший — ... давать — ...
большой — ... покупать — ...
широкий — ...
2. Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол — столы дерево —
кукла — окно —
ухо — стул —
слон — воробей —
рукав — пень —
глаз — лев —
рот — сон —
лист —
2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла)
- У меня нет
- Я рисую ...
- Папа пишет ....
С 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар — шаров дерево — ...
стол — ... лист — ...
дом — ... стул — ...
береза — ... мяч — ...
чашка — ... ключ — ...
книга — ... карандаш — ...
2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов: шар — ..., ведро — ..., платье — ..., машина — ..., ботинок — ...
2.6. Употребление словосочетаний — числительных два и пять с существительными:
дом — два дома, пять домов шар — ...
кукла — ... жук — ...
С 6 лет:
карандаш — два карандаша, пять карандашей
ключ — ... озеро — ...
лев — ... дверь — ...
3. Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
—Как назвать маленький предмет?
стол — столик кукла — ...
мяч — ... ложка — ...
дом — ... шкаф — ...
кровать — ... миска — ...
береза — ...
С 6 лет:
гриб — грибок воробей — ...
лиса — ... одеяло — ...
лист — ...
3.2.Образование названий детенышей животных.
С 4 лет:
у кошки — котенок у гуся — ...
у утки — ... у лисы — ...
С 5 лет:
у зайца — ... у медведя — ...
у белки — ... у волка — ...
С 6 лет:
у коровы — ... у лошади — ... у собаки — ...
3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
—относительных (из чего сделано):
дерево — деревянный резина —
бумага — металл —
солома — снег —
мех — брусника —
пух — черника —
кирпич — шерсть —
—притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы — мамина хвост зайца — ...
кофта бабушки — ... лапа медведя — ...
газета папы — ... шерсть волка — ...
нора лисы — ...
3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет).
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит — уходит — входит — выходит — переходит
бежит — убегает — выбегает — вбегает — перебегает
летит — ...
3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
рисовал — нарисовал
писал — ... делал — ...
VII. Состояние связной речи
Предлагается пересказ , рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение
Схема обследования младшего школьника с ЗПР
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
- латеральная организация, сформированное соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
- характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);
характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак — ребро — ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);
• характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
- характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
- характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР — 7); запоминание четверостиший и другие задания); - характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
- характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов — рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);
• характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).
II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций
1. Устная речь:
- уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет); - общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
- состояние звукопроизношения;
- способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.
2. Языковые операции:
- фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами); - актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова — предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
- грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
- языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).
3. Письменная речь:
- чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
- письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного — непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. - способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
- анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности — выделение преобладающего вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...
Обогащение и развитие связной речи у логопедических детей дошкольного возраста с ОНР
план самообразования...

Театрализованная деятельность в логопедической практике дошкольного возраста
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельно...
Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем сам...

влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста
влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста...
«Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста».
laquo;Театр высшая инстанция для решения жизненных вопросов» так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных кри...

Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста
Методическая разработка для логопедической группы...
