Технологическая карта занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 

Тема занятия: «Дикие и домашние животные»

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Цель занятия: составление описательного рассказа «Дикие и домашние животные» через речевую и игровую деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи

Образовательная область: речевое развитие.

Тема занятия: «Дикие и домашние животные»

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Цель занятия: составление описательного рассказа «Дикие и домашние животные» через речевую и игровую деятельность.

Задачи занятия:

-обучающие:

- формировать умение детей составлять описательный рассказ «Домашние животные» с опорой на схему;

- совершенствовать умение детей подбирать качественные прилагательные;

- совершенствовать умение детей определять место звука -к- в слове (начало, конец);

-развивающие: развивать монологическую речь через составление рассказа; развивать зрительное внимание через рассматривание животных; развивать слуховое внимание через упражнение «Поймай звук»;

-воспитательные: воспитывать умение соблюдать правила культуры поведения на занятии; воспитывать бережное отношение к животным.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Дидактическая задача: закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными.

Игровая задача: посчитать животных.

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия:

- дети правильно подобрали качественные прилагательные, описывающие животных;

- дети правильно определили место звука -к- в слове (в начале и в конце);

- дети правильно согласовывали существительные с числительными, правильно меняли окончания;

- дети составили описательный рассказ «Дикие и домашние животные» с опорой на схему;

- дети внимательно рассмотрели и назвали всех животных;

- дети внимательно слушали, искали звук, хлопали и топали;

- дети внимательно слушали задание и отвечали на вопросы;

- дети соблюдали правила поведения на занятии, не перебивали друг друга, не выкрикивали, внимательно слушали педагога на занятии;

- дети составили описательный рассказ «Дикие и домашние животные»

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа об их среде обитания; отгадывание загадок по заданной теме; чтение рассказов: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц». Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Кто, чем питается?», «Какой? Какая?», «Назови ласково»; просмотр детских познавательных видеороликов о диких и домашних животных.

Материалы и оборудование: фиолетовый лес, набор «Дикие животные», набор «Домашние животные», сказочные персонажи, видеопослание от инопланетян, телевизор.

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло видеопослание. Но чтобы узнать от кого оно, отгадайте загадку.

Они живут не на Земле,

А в далекой стороне.

В ушах антенны торчат,

И летают они в облаках.

Правильно, это инопланетяне.

Посмотрим видеопослание.

«Здравствуйте, ребята группы «Рябинки». Мы знаем, что вы готовитесь скоро пойти в школу и все знаете. Мы слышали, что у вас на Земле живут дикие и домашние животные. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо, до свидания».
Интересно как же выглядят инопланетяне.

Изобразите весёлого, грустного, удивлённого инопланетянина.

Инопланетяне проветривают дом – рот (упр. «Окно»)

Вокруг дома инопланетян забор (упр. «Забор»)

Инопланетяне причёсываются (упр. «Расчёска» губами, зубами).

Инопланетяне чистят верхние зубы, нижние зубы.

Форма: фронтальная

Методы: создание воображаемой ситуации

Приемы: загадывание и отгадывание загадок, внезапное появление объектов, использование художественного слова, показ артикуляционных движений.

Речевая.

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

1 мин

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме

Ребята, мы сможем выполнить просьбу инопланетян? Да. Что мы должны для этого сделать? Отправить свои рассказы. Как мы будем это делать? Мы расскажем и запишем свои рассказы. Но прежде, чем мы начнем рассказ, мы вспомним, что мы знаем о диких и домашних животных. Где мы можем встретить диких животных? (в лесу) А домашних животных? (на ферме) Отправляемся в путь.

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Приемы: вопросы к детям, рассказывание детьми.

Речевая.

Дети определяют пути решения проблемы.

Этап
ознакомления с материалом

Совершенствовать умение детей подбирать качественные прилагательные

Отправляемся в наш Фиолетовый лес. Как мы должны вести себя в лесу? (тихо, спокойно, как в гостях).

Лесных жителей в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Ребята, сделаем бинокли и постараемся отыскать притаившихся животных.

Кого вы увидели? Отвечайте тихим голосом, чтобы не спугнуть.

(Я увидел зайца, белку, медведя…)

Какая у белки шёрстка? (рыжая, мягкая, пушистая).

Что ещё есть у белки? (хвост – какой? Лапки – какие?)

Какими словами можно сказать о белке, какая она?

(быстрая, шустрая, запасливая, проворная).

Ребята, снова сделаем бинокли и отыщем других притаившихся животных.

Кого вы ещё заметили, увидели в лесу? (зайца)

Заяц какой? (маленький, трусливый, летом-серый, зимой-белый, длинноухий, пушистый).

Что ещё есть у зайки? (длинные уши, короткий хвост, быстрые ножки, круглые, блестящие глазки).

А кого мы ещё увидели, разглядели в лесу? (Медведя)

Расскажите про медведя, какой он? (большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, неуклюжий, коричневый, бурый).

А где мы можем встретить домашних животных? (у себя дома, у бабушки в деревне, на ферме) Почему они называются домашние животные? Где живут эти животные?

Посмотрите, у девочки Дольки есть своя ферма. Приготовьте свои бинокли. Рассмотрите, кто же живет у нее на ферме?

Кот. Какой он? (весёлый, добрый, красивый, серый, пушистый)

Собака. Расскажите про собаку, какая она? (верная, злая, добрая, кусачая)

Овца. Какая она? (кучерявая, шерстяная, пушистая, добрая)

Корова какая? (большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая)

Форма: фронтальная

Методы: игровое упражнение

Приемы: показ предмета, называние предмета, объяснение, речевой образец, рассказывание детьми, комментирование.

Речевая

Дети правильно называют качественные прилагательные, характеризующие животных.

Этап прак-тического решения проблемы

Совершенствовать умение детей определять место звука -к- в слове (начало, конец)

А вот с фермы к нам вышел кот. Поиграем с ним? С ним мы будем ловить звук -к-. Хлопните в ладоши, когда звук -к- будет стоять в начале слова, топните ногой, если звук-к- будет стоять в конце слова. Готовы? Слушайте внимательно.

Кабан, барсук, куница, ёжик, белка, волк, кролик, коза, кошка, корова, жеребенок, щенок, козленок.

Форма: фронтальная

Методы: упражнение

Приемы: вопросы к детям, объяснение, пояснение.

Речевая.

Дети правильно определяют на слух слова, начинающиеся и заканчивающиеся на звук-к-.

Физминутка (видеофрагмент)

Двигательная

Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.

Д/и «Веселый счет»

Материалы и оборудование: мяч.

Игровая задача: посчитать животных

Игровые правила: мяч бросает ведущий, называя числительное «один…»; поймать мяч, назвать то же существительное, но в сочетании с числительным «пять», вернуть мяч; победит тот, кто даст больше правильных ответов.

Игровые действия:

Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Одна овца – пять овец

один кот - пять котов

один щенок - пять щенков

один кролик - пять кроликов

один медведь – пять медведей

один заяц – пять зайцев

одна белка – пять белок

Итог: победил Саша, он дал больше правильных ответов.

Форма: групповая

Методы: дидактическая игра

Приемы: выполнение игровых действий, инструкция, вопросы к детям, рассказывание детьми, введение элементов соревнования.

Игровая

Дети правильно согласовывают существительные с числительными.

Формировать умение детей составлять описательный рассказ «Дикие и домашние животные» с опорой на схему.

Ребята, мы сегодня с вами побывали в лесу и на ферме. Кого мы там видели? (диких и домашних животных)

Теперь мы сможем рассказать о животных, которых встретили?

Вы будете рассказывать, а я включу диктофон и буду записывать ваши рассказы, чтобы потом отправить их инопланетным жителям.

Для этого нам понадобится план. Рассмотрите его.

План рассказа

1. Как называется животное

2. Его внешний вид, части тела

3. Чем покрыто?

4. Голос

5. Чем питается?

6. Где живёт (хлев, конура, конюшня, сарай)?

7. Как зовут детёныша?

8. Польза человеку.

Молодцы. Вы рассказали о животных, а я записала ваши рассказы и сейчас мы отправим ваши рассказы инопланетным жителям на их электронную почту.

Форма: групповая

Методы: упражнение

Приемы: пояснение, показ последовательности выполнения действий, восстановление последовательности, вопросы к детям (подсказывающие), рассказывание детьми.

Речевая.

Дети составляют описательный рассказ «Дикие и домашние животные» с опорой на схему.

3.

Заключи-тельный этап

Подвести итог деятельности.

Ребята, мы смогли выполнить просьбу инопланетян? Да.

Что мы для этого сделали? Записали и оправили свои рассказы о животных. Молодцы.

Ребята, представьте, что случится, если на Земле не станет животных? (ответы детей)

Как мы должны относиться к животным, и к диким, и к домашним? Почему? (ответы детей)

Правильно, ведь это наши меньшие братья. Мы должны заботливо относиться ко всем, ведь это частичка нашего края, нашей природы.

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Приемы: вопросы к детям

Речевая

Дети подводят итог деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...