Использование ИКТ в логопедической практике
методическая разработка по развитию речи

Крутых Екатерина Васильевна

Представлен опыт использования сенсорного интерактивного стола с пакетом развивающих и обучающих игровых приложений "АЛМА 5 островов" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Описание инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии

Использование информационно-коммуникативной технологии «Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей 5-7 лет» в работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).[1] 

1.         Краткое описание практики/технологии  

Приведите полное и краткое название вашей практики/технологии.

Интерактивный поворотный стол Super NOVA с сенсорной панелью - windows 10 Pro АЛМА с диагональю монитора 55 и с габаритами
895 × 590 × 750 мм (65 и 1624 × 998 × 165 см). Передвижной стол с регулировкой наклона от 0 до 90 градусов и защитным антивандальным стеклом. Пакет программного обеспечения «АЛМА Дошкольное Образование» для общеразвивающих и узкоспециализированных занятий с детьми 5 – 7 лет.

Сенсорный интерактивный стол с пакетом развивающих и обучающих игровых приложений, приложением «АЛМА 5 островов».

Представьте ее научно-теоретическое обоснование, опирающееся на анализ подходов, лежащих в основе осуществляемой деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) предусмотрено использование технических, игровых средств обучения. Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей 5-7 лет относится к современным информационно-коммуникативным технологиям для решения коммуникативных и познавательных задач. Помогает освоению грамотности, развитию математического мышления, развития навыков планирования, управления, а также в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Одним из основных показателей становления личности является познавательная активность, уровнем развития которой является в значительной мере продуктивность процесса обучения.

Многие исследователи рассматривают интерактивные технологии в двух значениях:

- технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера - это информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

- организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера - это интерактивные педагогические технологии.

Появление понятия «информационная технология» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образование. Определение понятия «информационные технологии обучения» – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер, а также получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Научная работа по внедрению информационных технологий в дошкольное образование ведется в нашей стране начиная с 1987 года на базе центра им.А.В.Запорожца исследователями под руководством Л.А.Парамоновой, Л.С.Новоселовой, Л.Д.Чайновой. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе в ДОУ.

Методологическую основу составляют идеи об уникальности самоценности дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория внедрения НИТ в сферу образования (Б.С. Гершун-ский, Е.И. Машбиц, В.Ф. Шолохович). А также, идеи информатизации образования (И. Г. Захарова, Н. В. Коновалова, С. Ю. Скрипкина, Е. О. Смирнова, Е.А. Шкатова), концепции инновационного образования (Н. Б. Березанская, К. Д.Ушинский, Е.А. Чикулаева,), Теории инновационного формирования содержания образования (М. А.Васильева, Т. А. Заглодина, Т. С. Комарова, В. С. Мухина).

Е.В.Зворыгина предлагает использовать использовать компьютерные игры с целью развития у детей речи, памяти, внимания, моторики и разделяет их на три группы:

- обучающие – элементарные игровые программы «предметного» характера;

- развивающие – игровые программы, которые стимулируют детей к творческим самостоятельным играм;

-  диагностические – игровые программы, которые позволяют выявить уровень развития тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.

К преимуществам компьютерной игры относят: поощрение за правильное решение поставленной задачи, которое стимулирует познавательную активность ребенка, и автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий дошкольника.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).    Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А.Репиа, Л.А.Парамнова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в детском саду является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Кем, где и когда была первоначально разработана данная практика/технология (в случае, если практика заимствована)?

Компания АЛМА с 2013 года выпускает интерактивные решения -методические интерактивные комплексы «АЛМА Дошкольное образование», которые сочетают в себе:

- интерактивную панель с мощным компьютером windows 10 Pro;

- инновационный дизайн с возможностью передвижного стола с регулировкой наклона от 0 до 90 градусов и защитным антивандальным стеклом;

- собственное программное обесаечение с развивающими и обучающими играми, приложениям «Рисование», «Раскраска», приложением «5 островов», интерактивными уроками и тестами, методическими разработками, занятиями для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- поддержка мультитач и многопользовательские режимы;

- реализована возможность выбора установки: интерактивный стол или интерактивная доска (панель) для максимального раскрытия потенциала современных устройств.

- современный образовательный продукт соответствует ФГОС ДО.

Программные продукты помогают наглядно демонстрировать темы образовательной деятельности.  Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, развивает речевые навыки, познавательную активность. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей – главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной. Использование готовых программных продуктов повышают эффективность учебно-воспитательного и коррекционного процесса.

Сфера применения: урочная/внеурочная работа/ дополнительная общеобразовательная программа различной направленности/дополнительная предпрофессиональная программа, образовательная/воспитательная деятельность, в рамках какого возраста обучающихся/уровня образования применяется данная практика/технология.  

Общеразвивающая основная образовательная программа дошкольного образования (НОД), дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности,  адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.    

Напишите, когда вы начали применять данную практику/технологию в своей организации.

С сентября 2021 года.

2. Опишите проблему, на решение которой направлена данная технология.

Использование новых информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе по познавательному и речевому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста.

3. Опишите         целевую         группу,         для         которой         применяется данная практика/технология.

Дети с речевыми нарушениями и задержкой психического развития 5-7 лет.  

4. Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе данной практики/технологии.  

- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- Развитие личности, мотивации, познавательной активности и способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

5. Кто реализует данную практику/технологию (педагог, педагог и специалист психолого-педагогического сопровождения, команда педагогов и специалистов, волонтеры, тьютор, педагог-психолог, др.). Степень вовлечения родителей. Участие обучающихся.

Воспитатели и специалисты (педагог-психолог, логопеды) с детьми с ОВЗ, активное участие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, домашние рекомендации с родителями по использованию аналогичных настольных дидактических игр.  

6. Опишите этапы и содержание профессиональных действий при реализации данной практики/технологии. Какое время необходимо на реализацию всей технологии и каждого ее этапа.

Этапы и содержание работы по речевому и познавательному развитию детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития 5-7 лет:

- подготовительный (сентябрь - октябрь) – 6 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: комплексно-тематическое планирование, диагностика, знакомство с техническим средством, индивидуальная работа по речевому и познавательному развитию, по подготовке к обучению грамоте с педагогом-психологом и логопедом;  

- основной (ноябрь-апрель) – 25 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: индивидуальные и подгрупповые занятия в малых группах (2-4 человека) с психологом и логопедом. Индивидуальная работа и работа в парах. Занятия предусматривают использование развивающих и обучающих игр по развитию речи, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте;

- заключительный (май-июнь) – 7 занятий, 1 занятие в неделю. Содержание работы: закрепление развивающих и обучающих игр, работа в парах, итоговая диагностика.

Реализация технологии использования «Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей 5-7 лет» - учебный год, всего 38 занятий.

По Е.В.Зворыгиной, комплексное руководство игрой осуществляется в четыре этапа: 1) содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задачи на компьютере. В подготовке участвуют педагог и родители; 2) обучающая игра на компьютере; 3) проблемное общение с каждым воспитанников по ходу игры; 4) реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самодеятельной игре детей (с опорой на модули и другие игрушки), а также в разных видах играх: самостоятельных, творческих, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т.д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.

Дидактическая задача. Игра должна предполагать ознакомление детей с окружающей действительностью, развитие речи, закрепление элементарных математических представлении и т.д.

Содержательный компонент. Содержанием компьютерной дидактической игры является окружающая действительность. Оно должно соответствовать учебной программе дошкольного образования. Вместе с тем, содержание игры должно быть посильным и отвечать интересам детей определенной возрастной группы, активизировать их познавательную деятельность.

Игровые правила. Это очень важный показатель компьютерной игры. Правила должны не просто определять, что и как нужно делать, указывать путь к достижению цели, но быть предельно понятны игроку, соответствовать его возможностям ориентироваться в процессе игры на достижение определенной цели и условий завершения игры (в совокупности они представляют собой оперативный план игры). Только в этом случае у ребенка будет создана и далее сохраняться положительная мотивация, а игровой материал не вызовет отторжения и восприятия.

Игровое действие. В компьютерных дидактических играх игровые и учебные действия выражаются в одной операции, точнее, учебные действия выражаются через игровые, имеющие, как правило, четырехкомпонентную структуру: информационный, ориентировочный, исполнительский контролирующий компоненты. Игровые действия выполняются с виртуальным игровым материалом. Дети производят предобразование предметов и действия персонажей в предметном мире или ролевое воспроизведение социальной действительности (взаимодействия персонажей). Игровой материал должен отвечать требованию необходимости и достаточности: позволять решить дидактическую задачу и при этом не перегружать игровую среду игровыми объектами и действиями с ними в ущерб достижению учебных задач. Таким образом, в каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила взаимосвязаны. В компьютерных дидактических играх выделяется еще один критерий – интерактивность игры, которая обеспечивается возможностью выбора вариантов содержания, режима деятельности и возможностью влиять на игровой мир путем изменения параметров игровой среды или отдельных частей игры, а также возможностью прямого управления действиями

персонажей.

7. Какие условия необходимы для реализации данной практики/технологии? (материально-технические, организационные, социальные и т.п.).

Основываясь на исследованиях, проводимых в области использования средств информационных технологий учебного назначения М.В.Роберта можно выделить следующие требования:

- психолого-педагогические – наличие информации, адаптированной к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, развитие творческого воображения, выбора уровня сложности и режима работы, реализация дидактических принципов, а также незамедлительной обратной реакции на действия дошкольников в психологически комфортной среде (в соответствии с ФГОС ДО). Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или специалиста, который несет ответственность за безопасность детей. Занятия с использованием сенсорного стола должны содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с компьютерной техников (сенсорной панелью), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная, проективная или иная деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного и коррекционно-образовательного процесса, усвоения поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в индивидуальной работе, и работе в парах. - санитарно-гигиенические требования – Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. Содержание занятия с сенсорным столом предусматривают деятельность детей за компьютеров, познавательную беседу, гимнастику для глаз, игру и др. Может длиться от 20 до 25 минут., при этом дети могут быть за экраном 7-10 минут. После занятий проводят гимнастику для глаз.  Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;

- технико-технологические требования – возможность функционирования в локальном и сетевом режиме. требования к исправному электрооборудованию. Требование к чистоте сенсорного экрана. На сенсорном экране умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Организационные – при работе компьютеров или интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температурный режим. для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий;

- эргономические требования – организация визуальной среды адекватно параметрам цветовых характеристик, параметрам пространственного расположения информации на экране монитора, по способу взаимодействия с компьютером, звукового сопровождения.

8. Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики/технологии (ассистивные, дидактические, методические и т.п.).

Сенсорный интерактивный стол с развивающими и обучающими играми для детей с ОВЗ 5-7 лет предполагает использование следующих средств обучения:

- печатные (тематический план занятий, конспекты, раздаточный картинный материал, картинки, дидактические настольные игры и т.д.);

- электронные образовательные ресурсы: сенсорный интерактивный стол с приложениями развивающих и обучающих игр для детей с ОВЗ 5-7 лет со звуковым сопровождением.

- флешки и другие технические средства для передачи компьютезированной информации;

- наглядные плоскостные (тематические картинки, дидактические настольные игры и иллюстрации, магнитные доски).       

9. Опишите на какие результаты направлена данная практика /технология, какими исследовательскими инструментами, методами они оцениваются (профессиональная оценка и анализ опыта специалистов, реализующих практику, анализ опыта, потребностей и мнения социальных групп, вовлеченных в реализацию практики, данные мониторингов).  

Развивающие и обучающие игры в дошкольном детстве имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению, если за одним столом играют 2-4 ребенка. Компьютерные игры в отличие от других видов игр позволяют ребенку увидеть не только продукт своей собственной деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности. При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы. Для развертывания самодеятельной игры после окончания полезно и нужно поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях. Систематизация игр: обучающие игры, развивающие игры, игры тесты. Каждая игра содержит печатное описание с указанием методических особенностей, возраста, правил, возможность звукового сопровождения.    

Компьютерные программы строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет подсказывает детям верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую мелодию или изображение. При результативности успешного освоения детьми приложений обучающих и развивающих игр учитывается уровень сложности игр, методы оценивания и тестирование, которые заложены в программном обеспечении интерактивного стола. При результативности учитываются индивидуальные и психофизические особенности детей с ОВЗ. Во внутреннем содержательном плане, правила компьютерных игр во многом схожи с правилами традиционных игр, но имеют и принципиальные отличия:

- развивающие и обучающие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактической задачи, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития»;

- «этапность» заложенная в программе часто не позволяет перейти на следующий уровень без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора «в меню» произвольно выбирать уровень сложности задания.  

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

10. Представьте эмпирические данные, которые могут подтвердить достижение устойчивости изменений и социальный эффект практики у целевых групп (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов сопровождения), а также эмпирические данные, подтверждающие отсутствие негативного эффекта практики, вреда для целевых групп или сообщества в целом.  

См.статья «К вопросу использования интерактивных технологий в обучении в детском саду и школе» (авторы: Крутых Екатерина Васильевна, Тюленева Анжелика Владимировна) Международный научно-методический журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №4 (85), апрель 2025 г., URL: https://moluch.ru/th/1/archive/287/9994/ (ISSN 2410-4485).

11. Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации данной практики/технологии.

Требования к общей психолого-педагогической, профессиональной подготовленности специалиста:

- знание программного содержания основной общеобразовательной программы и адаптированной программы для детей с ОВЗ;

- готовность педагога к проведению и психолого-педагогическому сопровождению ребенка  в процессе игры: умение определить готовность ребенка к игре и подготовить их; подготовить предметно-игровую среду ч учетом содержания занятия; поставить игровую задачу и ввести детей в конкретную игровую ситуацию; организовать самостоятельную деятельность детей;

- способность применять в ходе игры разнообразные педагогические приемы, оценивать их эффективность;

- умение использовать разные формы организации работы с детьми: индивидуальные, подгруппами;

- знания и умения использовать разные типы занятий: комплексное или комбинированное;

- умение выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения с детьми;

- степень творчества в работе с детьми;

- умение увидеть, проанализировать и оценить особенности поведения детей и своевременно учитывать их в текущей работе с детьми;

- умение переключать детей на другие виды деятельности;

- грамотное оформление документации и ее целесообразное применение в текущей работе;

- умение взаимодействовать с воспитателями, специалистами, родителями;

- проведение систематической работы с родителями: подготовительная работа (снятие психологического барьера), консультативная работа и др.;

- повышение квалификации, самообразование.

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.  





Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

Использование массажа в логопедической практике (в условиях детского сада)

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако речевая патология не существует сама по себе, изолированно. Возникают сопутствующие нарушения: различные ко...

Теоретический аспект использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в логопедической практике. (Из опыта работы)...

Сообщение на педсовете «Использование ИКТ в логопедической практике»

Использования ИКТ в работе логопеда, преимущества, направления....

Использование кроссвордов в логопедической практике

Кроссворды относятся к  игровым  приемам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса к окружающему миру, формирование положительных эмоций.Для детей разгады...