Развитие связной речи дошкольников в игре
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. На пороге школьного обучения очень важно, чтобы старший дошкольник мог излагать свои мысли ясно, не отвлекаясь на ненужные детали.Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания детей, не требует специального материала, определенных условий. Правильно организованная игра способствует развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Назови три предмета»

Цель игры: упражнять детей в классификации предметов.

«Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например: «мебель», а тот, кому я передам мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?». Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, говорит воспитатель, но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы передает мяч ребенку. Ответ: «Ромашка, роза, василек».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, у которого мяч, отвечает: «Ягоды».

 «Дополни предложение»

Цель игры: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например: «Мама купила.» Дети: «. книжки, тетради, портфель» и т. д.

«Закончи предложение»

Цель игры: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять детей в правильном подборе слов.

Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы.» и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «чтобы было тепло, чтобы пойти гулять, чтобы не замерзнуть». Воспитатель должен заранее подготовить ряд предложений, например: «Мы зажгли свет, потому что.», «Дети надели панамки, потому что.», «Полили рассаду, чтобы.» и т. д. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

«Поезд»

Цель игры: составлять коллективное повествование.

Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

Взрослый. В лесу жил ...

1-й ребенок. Трусливый зайчик.

2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.

3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.

4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.

В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

«Встань в круг»

Цель игры: составлять коллективное описание игрушки.

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

«Кто где живёт?»

Цель игры: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк ?-В логове.

Вариант 3

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель игры: развитие мышления, быстроты реакции.

Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель игры: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников в игре»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14374004","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]Усвоение знаний детьми происходит значительно быст...

Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»,

laquo;Развитие связной речи дошкольников через игру».Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», ко...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников: учимся играя"

Данный материал поможет родителям дошкольников при помощи игр легко и нескучно обогатить словарь ребенка, а также научить малыша грамотному и связному построению рассказа....

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...