Картотека рассказов для пересказа
картотека по развитию речи
Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, сказки и стихотворения. Но, чтобы речь малыша стала правильной и выразительной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать.
Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности.
Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, сказки и стихотворения. Но, чтобы речь малыша стала правильной и выразительной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы. Перед началом пересказа вы составляете план рассказа. Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью. Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
Картотека рассказов для пересказа
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
ДОБРАЯ УТКА (В. Сутеев)
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять? Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами? Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы? Почему про утку сказали добрая ?
Птицы переплыли речку в полминутки ,что это значит?
ГОРКА (Н.Носов)
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята? Где был в это время Котька? Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку? Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята? Как поправили горку?
Кошка (Автор: Е.Чарушин )
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Ответить на вопросы:
Как зовут кошку? Кого она поймала? Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки? Что делает котенок?
Кошка какая? Сытая, довольная, мурлычащая.
А котенок какой? Маленький, играющий, фыркающий.
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
Ответить на вопросы:
Какое было время года? От кого пряталась бабочка? Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
Пересказать рассказ.
Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг...)
Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)
Как Саша первый раз увидел самолет
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажный кораблик. Вдруг вверху что – то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а кораблик уплыл.
Задания: 1.Ответить на вопросы: Какое было время года? Что пускал по воде Саша? Что загудело в воздухе? Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам: Весна (ранняя, поздняя, теплая…); самолет(большой, красивый, серебристый…);кораблик(бумажный…)
3.Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов.
4.Пересказать
КОСТОЧКА. (Л.Н.Толстой)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
1. Ответить на вопросы:
Как звали главного героя? Что купила мама детям? Почему Ваня съел сливу? Когда мама обнаружила пропажу? Что спросил отец у детей? Почему он сказал, что можно умереть?
Почему Ваня сразу признался, что съел сливу? Почему мальчик заплакал?
Правильно ли Ваня поступил? Жалко ли вам мальчика или нет? Как бы вы поступили на его месте?
Зима
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, коньках, санках.
Ответить на вопросы: Какое время года наступило? Что лежит на земле? Куда спрятались звери?
Кто рад зиме? Что делают зимой дети? (Ответы полным предложением)
Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом лежит снег.
Подобрать определения к словам:
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый,, легкий;
Коньки(какие?) –железные, острые, детские, блестящие.
Повторить, кто где живет: белка – в дупле, лошадь -…, собака-…,медведь-…
Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.
Ответить на вопросы: Кого слепили дети из снега?
Сколько они сделали комков? Что прилепили бабе? Что воткнули ей в руки? Что сделали потом? Что надели бабе на голову?
Предвестники весны
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Ответить на вопросы: Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко зимой? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?
2.Как можно сказать про зиму? Она была какая?
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое?
Прилетели грачи
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют грачи свои гнезда на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объясни значение словосочетаний: вить гнезда; вершина дерева; выводить птенцов.
Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной к нам первыми? Что они сразу начинают делать? Где они вьют свои гнезда? Когда они выводят птенцов?
3.Образовать множ. число от существительных: грач – грачи, гнездо -…,корень-… Птенец-…, дерево-…, ствол-…,пень-…
4.Пересказать.
Лето
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие –в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы? Как вы думаете, какие цветы изобразил он? Видели вы их? Расскажи о них.
Осень
Осенью на деревьях желтеют листья. Часто дуют ветры, и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
Объяснить значения словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
Расскажи, чем отличается осень от весны.
Какие птицы улетают в дальние края? Как называются такие птицы?
Образовать множ. число от существит.: дерево- деревья, лист -..,дождь -…,ствол-…,ветер -… .
Подобрать с лова – действия: лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается
Осень
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь, земля похожа на ковер, тучи гуляют.
ответь на вопросы: Какая осенью погода? Какой осенью идет дождик? Откуда падают листья?
Какие птицы улетели? Куда они улетели?
Работа в огороде
Наступила осень. Люди работают в полях и огородах. Они выкопали картофель, убрали с полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Зато собрали большой урожай овощей.
Задания:
Где работают люди? Что они собрали?
Как одним словом можно назвать лук, морковь, репу, свеклу и огурцы? Где растут овощи?
Пересказать текст.
Измени слова (Что делают? –Что сделали?):
Собирают – собрали , носят – принесли, высыпают- высыпали
Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
Объясни значение словосочетания: стадо овец, отбил овечку.
Назови домашних животных. А теперь диких. Чем они отличаются?
Перескажи текст.
Запасливый еж
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж носил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
Ответь на вопросы: Кто жил в лесу? Куда приходил еж ночью? Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки? Что еж заготавливал на зиму?
Ёж и заяц
Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.
1.Как спасает ежа от врагов колючее платье?
2. Что спасает от врагов зайца?
3.Назови детенышей зайца, волка, медведя, лисы, белки.
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как –то вкось, потому его и называют косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой. Составить рассказ – описание медведя.(пересказать текст)
Вспомнить загадки про лесных зверей.
ВНУКИ ПОМОГЛИ
У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.
1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Почему расстроилась бабушка Нюра? Как звали козу? Что решили сделать внуки? Почему?
Как нашлась коза? Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
В. Сухомлинский.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл в лес? Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу? Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему? 2. Пересказать.
ДРУЖБА
Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.
1. Ответить на вопросы:
Когда подружились белка и зайка? Какими они были летом?
Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой? Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
Почему летом они снова узнают друг друга? 2. Пересказать.
БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА".
Л.Н.Толстой.
Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
1. Ответить на вопросы:
Почему басня названа « Два товарища»? Где были мальчики? Что с ними случилось? Как поступили мальчики? Как вы понимаете выражение «упал наземь»? Как отреагировал медведь?
Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? Чему учит эта басня? Как бы вы поступили в данной ситуации? Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему? 2. Пересказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека рассказов для пересказа.
Подборка небольших рассказов- описаний и просто расссказов для пересказа , используются для развития связной речи....

картотека рассказов для пересказа
Рассказы могут быть использованы на занятиях логопеда,воспитателей, а также предложены в качестве домашних заданий для закрепления пройденного материала и формирования связной речи детей дошколь...

Картотека рассказов для пересказа.
У детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть? Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развити...

Картотека рассказов для пересказов для детей
Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...



