Выступление на педсовет на тему: «Технология работы с картами В.Я. Проппа для развития у детей дошкольного возраста связной речи и творческого рассказывания»
материал по развитию речи (старшая группа)

      В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 140»

Выступление на педсовет на тему:

«Технология работы с картами В.Я. Проппа
для развития у детей дошкольного возраста
связной речи и творческого рассказывания»

Выполнила: воспитатель

Агишева М.Г.

2024 г.

Актуальность:

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка. Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок по разделу ОО «Речевое развитие» АООП для детей с ТНР, разработанной с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. мы решили использовать карты Проппа.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение.

Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Основных, главных функций В.Я. Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность применения

карт В. Я. Проппа:


1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.


2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное , логическое мышление.


3. Карты стимулируют развитие у детей внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают его словарь; способствуют повышению творческой активности детей.

Этапы работы с картами В. Я. Проппа:

1. Изготовление карт.

2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).

Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:

«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

«Кто на свете злее всех (добрее всех)?» Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

2. Знакомство дошкольников со сказкой, как жанром литературного произведения, выявление ее отличий от других жанров и вычленение ее структуры (зачин, основная часть, концовка).

Для запоминания функций карт Проппа с детьми необходимо провести ряд подготовительных игр. Например:

«Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

«Кто на свете злее всех (добрее всех)?» Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

«Заветные слова». В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

«Что в дороге пригодиться?» На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Что общего». Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

3. Чтение сказок и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

По мере накопления опыта можно предложить детям следующие упражнения:

  • Выставить карты по ходу сюжета;
  • Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;
  • Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;
  • Определить отсутствие знакомой карты;

- Отделить лишнюю карту.

4. На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

5. На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок. –Для этого детям предлагается набор из 5-6 карт , заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Выводы:

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в личностном и речевом развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют запомнить большое количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа можно и нужно использовать в речевом и личностном развитии не только детей с ТНР, но и дошкольников групп общеразвивающей направленности.

Результат работы с картами Проппа:

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами.

Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

Выступление на педсовете по теме: "Начинаем работу по ФГОС ДО."

ФГОС ДО - новый документ для сферы дошкольного образования....

Выступление на педсовете по теме: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходимо восп...

Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок

В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...

Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет".

Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет"....

Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...

Выступление на педсовете. Методики и технологии работы над развитием речи детей.

В данном материале рассказан и показан один из методов развития образной речи дошкольников - синквейн....