Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Трошева Диля Муллануровна

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения дан­ного понятия. Террейн — это украшение игро­вого поля, разнообразие материалов для обогащения игрового поля, включая природные, бросовые материалы, а также бутафорию(подделки, муляж, специально изготавливаемые предметы), ак­сессуары и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_3.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста

         Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы столкнулись с проблемой, которая существует не только у детей нашей группы. Эта проблема, когда ребенок очень много времени проводит с гаджетами, интерактивными играми, и у него не остается времени на то чтобы изготавливать своими руками поделки, чтобы развивать творческие способности и развиваться самому в созидании чего- либо.

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Наблюдая за играми дошкольников, обратили  внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны, не способны на творческий замысел и его реализацию.

Одним из путей обогащения детских эмоций, формирования творческих способностей является организация  детской игры.

 Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Дети в игре могут научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр. У детей в игре развивается инициатива, творческие и организаторские способности.

Заставить играть детей не возможно. Для того, чтобы игра сложилась, появился игровой интерес, в группе детского сада должна быть сформирована соответствующая предметно-развивающая среда.

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения данного понятия. Террейн — это украшение игрового поля, разнообразие материалов для обогащения игрового поля, включая природные, бросовые материалы, а также бутафорию(подделки, муляж, специально изготавливаемые предметы), аксессуары и т.д.

2 слайд. Террейн — это оживление, сюжетность, размах, набор рельефа и сооружений для настольно - стратегических игр. Эту технологию применяли в XVIII веке для  штабных игр, с помощью которых офицеры прорабатывали свои тактические и стратегические навыки боя.

3-4 слайд. Террейн в группе детского сада - это игровое пространство, которое позволяет ребенку дополнить игровое поле (настольные игры, игры в песочнице) определенными аксессуарами и ландшафтами. Деятельность с самодельными настольными играми и ландшафтными макетами даёт возможность для обогащения культурных практик детей старшего дошкольного возраста.

После изучения методической литературы мы в своей группе составили перспективный план по работе с макетами и другими объектами предметно-развивающей среды.

Подготовили  консультации для родителей на темы: «Значение игры в жизни ребёнка» и «Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста» (ч/з «viber»).

Привлекли родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы.

 В работе с детьми мы постарались реализовать технологию партнёрского взаимодействия . Где ребенок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.

В начале недели мы с детьми определяем тему недели, применяем технологию трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где это мы можем узнать?

 Во время беседы узнаем, что дети знают об этой теме, откуда они узнали, что хотели бы дальше изучать. Они задавали  вопросы, мы записывали и в течение недели искали ответы на эти вопросы, подключая родителей.

В конце недели из собранных материалов создавали макет, наполняли его различными поделками, сделанными в группе или дома с родителями.

С детьми сделали настольные игры  с разными декорациями. Создавали  сами дети, выставляя на игровое поле для сюжетности и оживления игры готовое оборудование: домики, кубики, мелкие игрушки (куклы, машинки и т.д.), или создавая его совместно со взрослыми  или полностью самостоятельно в том числе в процессе продуктивной деятельности из различных материалов.

Игровое пространство (ландшафтные макеты, поля для настольных игр)  трансформируемое. Мелкие игрушки, бросовый материал, природные материалы находятся в свободном доступе: ребенок сам выбирает, что он будет использовать для игры, с чем играть и сколько.

В течение полугода сделали  «масштабные» декорации, включающие макеты из картона, бумажные, пластилиновые конструкции, изделия из бумаги и т.д., в том числе с помощью пособия «Детский календарь».

5, 6, 7 слайды. При изучении  темы «Летучие мыши» детям и родителям было предложено вырезать из «Детского календаря» и раскрасить летучих мышей. Узнав, что они в основном живут в пещере, решили с детьми сделать из картона и бумаги «пещеру». Обыграв сюжет с летучими мышами, мы их поместили в «пещеру».

8, 9, 10, 11 слайды. Макет «Болото» наполнили из различных поделок; утки из бумаги, лягушки из пластилина, цветы из бумаги; нарисовали фон, деревья, растения, озеро, ягоды.

12 слайд. Родители на «Новоселье» подарили картонный игровой  дом  для раскрашивания.

13 слайд.    Домик имеет обучающую функцию, так как в дизайне используются цифры, буквы алфавита, геометрические фигуры. В течение месяца дети с удовольствием раскрашивали дом, узнали много полезной информации во время творческих упражнений; изучали буквы, (в том числе и английский алфавит), цифры; сочиняли сказку по рисункам, закрепляли цвет, геометрические фигуры, животных, время.  Домик служил местом для уединения, отдыха, сюжетных игр.

14, 15 слайды. В течение месяца вместе с детьми  готовились к новогодним праздникам, украшали группу и приемную, создавали праздничную атмосферу. Дома дети с родителями вырезали из «Детского календаря» разноцветные полоски, в группе мы из них сделали фонарики, из снеговиков составили гирлянду, медведям и зайцам  оформили праздничную полянку, слепили из пластилина оленей и зайцев, составили веселый хоровод из снеговиков.

16 слайд. Оформили фотозону из сказочных персонажей мультфильма «Холодное сердце», сделали главного героя снеговика Олафа из картона, чтобы дети смогли окунуться в сказочный мир.

17 слайд. После  чтения родителями дома рассказ А.Гайдара «Чук и Гек» и обсуждения в группе отрывка из рассказа, тему недели выбрали «Железная дорога», и решили путешествовать.

18, 19, 20 слайды. Милана и Арсений принесли из дома игру «Железная дорога», мы оттуда взяли рельсы. Дети принесли из дома готовые объемные паровозы, предложенные в «Детском календаре», каждый ребенок сделал из пластилина пассажира и вагон из картона для пассажира. Из картонных коробок сделали  железнодорожный вокзал, поместили туда кассу, часы, табло, обсудили, для чего нужны все эти предметы. Познакомились с профессиями работников железной дороги (машинист, проводник).

21 слайд. Матвей предложил  поехать к бабушке через Москву. Мы сюда включили  заранее сделанный макет Москвы. После этого дети начали предлагать оформить  привокзальную площадь, дополнить деревьями, цветами и т.д.

Работа с родителями:

Все родители в начале учебного года проявили интерес к предложенной теме, купили для детей дом из картона, заказали «Детский календарь», дома с детьми выполняли задания из «Детского календаря», приносили готовые подделки; помогали оформить группу к Новогодним праздникам; читали сказки и рассказы для обсуждения, предложенные в календаре; для обыгрывания сделали  объемный паровоз.

В течение  полугода дети погружались в атмосферу игры, разворачивая  множество разнообразных сюжетов. Создавая свой игровой ландшафт, дополняя его многочисленными деталями: мостиками, домиками, полянками, озерами и другими важными для них многочисленными деталями и необычными элементами, дети получали ни с чем несравнимое удовольствие — они творили собственный мир. В самостоятельной игровой деятельности дети получили  возможность выполнить что-то самостоятельно, создавать что-то новое - свое.

Во втором полугодии мы планируем  изготовить макет  для игры «Поле для сражения» и «Фриз для украшения группы к празднику «День защитника Отечества», подарок папе из соленого теста и ракушек «Кораблик».

 Изготовить аквариума из картона. «Рыбки плавают в аквариуме», рыбок из соленого теста  для игры и т.д.

 В процессе деятельности мы понимаем, что наши планируемые результаты воплощаются в реальность. Дети учатся контролировать своё поведение, самостоятельно выбирать или придумывать сюжеты игр, интерес к разным видам игры становится устойчивым. У детей проявляется инициатива, организаторские способности, все это поможет им в дальнейшем при подготовке к поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Презентация "Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста"....

План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) оп...

Стратегия Террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Террейн - это антураж. Террейн - это украшение. Террейн - это разнообразие. Террейн - это новая тактика игры. Террейн - это оживление, сюжетность, размах. ...

Статья: "Использование стратегии террейна в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста".

В чем заключается смысл инновационной технологии террейна? Как и для чего ее стоит использовать в дошкольном учреждении? В статье даны ответы на данные вопросы....

«Дидактическая игра как средство обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обога...

Выступление на педсовете Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....