Статья: "Использование стратегии террейна в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста".
статья

Коровкина Светлана Викторовна

В чем заключается смысл инновационной технологии террейна? Как и для чего ее стоит использовать в дошкольном учреждении? В статье даны ответы на данные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование стратегии террейна в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Дети в игре могут научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр. У детей в игре развивается инициатива, творческие и организаторские способности.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Но дети младшего и старшего дошкольного возраста в игре ведут себя по-разному.

Элементы общения у детей младшего возраста появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

В старшем возрасте культура игры меняется. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Пространство-время детской игры существенно расширяется: дети шестого года жизни с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры.

На основе глубокого изучения игры Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал уровень развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте:

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Заставить играть детей невозможно. Для того, чтобы игра сложилась, появился игровой интерес, в группе детского сада должна быть сформирована соответствующая предметно-развивающая среда. Оптимальной для ребенка будет среда, в условиях которой дети сами являются активными инициаторами процесса обучения в ходе игры и самостоятельного исследования окружающего мира; среда, в которой поощряется стремление ребенка к самовыражению, что способствует развитию его самопонимания и чувства уверенности в себе. Предметно-развивающая среда должна создать условия для проявления самостоятельности ребенка при создании различных пространств, в которых ребенок реализует выдуманную им игру. Но нужно помнить, что взрослые могут создать самую удобную и подходящую среду для детей, но у нее всегда будет один главный недостаток — это сделал не сам ребенок. «Это то, что любят дети, но не то, что создали сами дети» (Л. С. Выготский). Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается.

Для того, чтобы пространство культуры игры было насыщенным, необыденным, многофункциональным, открытым к достраиванию и функциональным, особенно в старшем дошкольном возрасте, многие педагоги внедряют в работу стратегию террейна. В чем заключается ее суть?

Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения данного понятия. Террейн — это украшение игрового поля, разнообразие материалов для обогащения игрового поля, включая природные, бросовые материалы, а также бутафорию (подделки, муляж, специально изготавливаемые предметы), аксессуары и так далее.

Террейн — это оживление, сюжетность, размах, набор рельефа и сооружений для настольно - стратегических игр. Эту технологию применяли в XVIII веке для штабных игр, с помощью которых офицеры прорабатывали свои тактические и стратегические навыки боя.

Террейн в группе детского сада - это игровое пространство, которое позволяет ребенку дополнить игровое поле (настольные игры, игры в песочнице) определенными аксессуарами и ландшафтами. Деятельность с самодельными настольными играми и ландшафтными макетами даёт возможность для обогащения культурных практик детей старшего дошкольного возраста.

Террейн задает фон игры, позволяет ребенку погрузиться в атмосферу игры, в которой разворачивается определенный сюжет, выстроенный воображением ребенка. Создавая самодельные настольные игры и свой игровой ландшафт, дополняя его многочисленным деталями: мостиками, домиками, полянками, озерами и другими важными для игрока многочисленными деталями и необычными элементами, ребенок творит собственный мир. В самостоятельной игровой деятельности детей террейн становится той возможностью, которая не просто обогащает игровое поле, а дает возможность ребенку выполнить что-то самостоятельно, реализовать уже освоенную технологию или создать что-то принципиально новое.

Для обогащения игрового пространства ребенок дополняет его мелкими предметами. Этими предметами могут быть как персонажи из «киндер-сюрприза», так и самодельные домики, самолетики, машинки, кораблики и другие мелкие игрушки для создания определенного антуража сюжета игры: сказки, военного действия. В ход идут любые предметы, любой бросовый (природный) материал, который становится декорациями для развернувшегося игрового поля. Для оживления игры дети сами могут создавать атрибуты игры, причем дети могут выдумать гораздо больше вариантов использования вещей, чем взрослые. Поэтому следует создавать такое игровое поле, которое не навязывает сценарии, которое можно с легкостью трансформировать и где ребенок сможет реализовать свои задумки.

Как отмечает в своем исследовании О.И.Давыдова «Стратегия террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста», террейн может дополнять сюжет настольной игры, обогащать ландшафтный макет, наполняя его деталями, нужными для сюжета игры ребенка. Принципиально новым будет «перенос» с помощью террейна сюжетов ролевых игр детей, например, классических с куклами и игрушками — «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» — на игровое поле настольной игры. В этом случае дети реализуют культурную игровую практику с помощью террейна на небольшой поверхности игрового поля, создавая те или иные игровые ландшафты, которые соответствуют интересам ребенка, его опыту, настроению, мечтам: цирк, космос, военные действия и др.

Таким образом, использование стратегии террена в игровой деятельности качественно влияет на результаты образовательной деятельности в целом. В террейн нет никаких границ, игровое поле можно дополнять и модифицировать, материалами – манипулировать. Дети играют самостоятельно и овладевают определенными навыками общения со взрослыми и с детьми, примеряют на себя разные социальные роли, позволяющие ребенку творчески самовыражаться. В процессе игровой деятельности при использовании стратегии террейна у детей происходит превращение усваиваемых способов действий, эстетических ценностей, нравственных и социальных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности. Дети учатся контролировать своё поведение, самостоятельно выбирать или придумывать сюжеты игр, интерес к разным видам игры становится устойчивым. У детей проявляется инициатива и организаторские способности.

  1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.-Форум,2009.
  2. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
  3.  Давыдова О. И. «Мой мир»:базис личностной культуры детей 5—6 лет // Управление ДОУ. — 2008. —№ 7. — С. 82—91.
  4. О.И.Давыдова «Стратегия террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста»// Дошкольная педагогика. — 2019. —№ 8. — С. 6—10.
  5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  6. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

"Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке"

Начинаем зимний праздникБудут игры, будет смехИ веселые забавыПриготовлены для всех!Хороша красой своеюНаша Зимушка-зимаПорезвиться здесь сегодняСобралась вся детвора....

«Ознакомление детей с универсальными подвижными играми и их активное внедрение в самостоятельную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

 Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть....

доклад к педсовету "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста" с презентацией

В ходе подготовки к методобъединению мною был подготовлен доклад с презентацией на тему "Традиционные формы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста". Презентация была представлена док...

Конспект совместной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста «Вместе играть веселее»

Организация совместной игровой деятельности детей старшей и подготовительной группы в играх с правилами...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...