Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
статья (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Александровна

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_proekta.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

Необходимость развития игровой деятельности у дошкольников было подтверждено исследованиями начала XX века о роли игры в развитии детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,             А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин  и др.). Сегодня подкрепляется текстом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где игра – это средство организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом и физическом направлении и образования детей [2].

Е.О. Смирнова утверждает, что, несмотря на общепризнанные аргументы о ценности игры для развития детей, она подменяется игровыми формами обучения. В режиме дня дошкольных образовательных организаций не остается времени на свободную игру, формирование игры не представляет собой самостоятельную задачу дошкольного образования, более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное [1]. Поэтому возникает необходимость тщательного подхода к вопросам проектирования образовательной среды, которая способствует развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нами создан проект «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста», целью выступает разработка и апробирование условий, обеспечивающих эффективность функционирования образовательной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Основными задачами являются следующие: обеспечить успешность развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; разработать план мероприятий, направленных на развитие игровой деятельности детей, для педагогов, родителей, совместной деятельности родителей и детей; определить содержание развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Проект включает несколько этапов: подготовительный, практико-внедренческий, аналитический, заключительный.

Подготовительный этап.     Цель:  разработка и теоретическое обоснование необходимого методического материала по проектированию образовательной среды  для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Практико-внедренческий этап.  Цель: реализация условий, обеспечивающих эффективность функционирования образовательной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Аналитический этап. Цель: проанализировать, обобщить и систематизировать полученные результаты реализации условий, обеспечивающих функционирование образовательной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Заключительный этап.  Цель: провести повторное исследование  изучение взаимодействия участников образовательного процесса; развивающей предметно-пространственной среды; содержания дошкольного образования в рамках проектирования образовательной среды  для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного проекта ожидается, что  проектирование образовательной среды  для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста: повысит показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; приведет к ориентированности педагогов на сопровождение процесса развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; повысит активность родителей к вопросу развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; обогатит развивающую предметно-пространственною среду для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, образовательная среда будет способствовать развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, если соблюдать следующие педагогические условия:  компонентами образовательной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста являются создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители (законные представители)),  определение содержания дошкольного образования; обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса через осуществление плана мероприятий для педагогов, родителей, направленных на реализацию задач по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы

  1. Смирнова, Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Текст]//  Психолого-педагогические исследования. – 2013. – № 3. – С. 92-98.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий. В статье предста...

Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру (срок реализации 2 года).

Моя методическая разработка по театрализованной деятельности, которую я реализую в старшей и подготовительной группе...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Методическое пособие «Предметно-развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой ср...