Главные вкладки

    "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
    статья (подготовительная группа) на тему

    Артемьева Людмила Викторовна

    Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mrio_vystupl._na_konf.docx26.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Республики Мордовия

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    «Мордовский республиканский институт образования»

    Выступление

    На Республиканской научно-практической конференции «Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

    На тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации».

                                                                                      Подготовила воспитатель

                                                                                      МДОУ «Д/с №16» г. о.Саранск

                                                                                      Артемьева Л. В.

    Саранск, 2017

    На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике,  о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

    Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

    Это они в ближайшем будущем будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

    Наш детский сад занимается инновационной  деятельностью  «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы для конференции. Целью работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

    Экономика и дошкольник  кажутся слишком далекими друг от друга. Но в этом возрасте экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

    • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
    • с помощью ролевых игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
    • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
    • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
    • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

     Говоря о культуре экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения,  о бережном отношении к воде – беседа «Цена воды», «Как и зачем экономить воду?». 

    У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

    Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность

    Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

    1.Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

    2.Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

    3.В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

    Детям предлагались следующие дидактические игры:

    1.»Самая нужная профессия». Цель: показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества.

    2.»Мамина профессия». Цель: расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.

    3.»Знаешь ли ты свой трудовой город?». Цель: закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

    4.»Какие бывают доходы?». Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах.

    5.»Угадай, где продаются». Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нём продаются; развить умение обобщать группы предметов.

    6.»Что быстрее купят?». Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.

    4.Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

    В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

    5.Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

    6.Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. 

    Мною были разработаны конспекты НОД «Путешествие в страну сказок», «Мы юные экономисты».

    Занятие  «Путешествие в страну сказок» было разработано для старшей группы.

    Программное содержание:

    1)Уточнить и обогатить знания детей о сказках.

    2)Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.

    3)Формировать представления о справедливости, добре, сострадании, смелости.

    4)Познакомить детей с новыми экономическими терминами: «бартер», «потребность», «рынок».

    5)Развивать познавательный интерес к экономике через сказки.

    6)Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

    Для занятия были подобраны сказки с экономической направленностью: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Муха-Цокотуха», «Золотая рыбка», «Цветик-Семицветик».

    Занятие «Мы юные экономисты» было разработано для подготовительной группы.  

    Программное содержание:

    1. Развивать представления детей о сущности экономических понятий.
    2. Формировать экономическое мышление, воображение.
    3. Развивать умение рассуждать, делать выводы. Развивать речевую активность. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательность,  активность,  эмоциональную отзывчивость.
    4. Развивать умения проводить исследовательскую деятельность, делать выводы в процессе эксперимента.
    5. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.

    В нашем детском саду прошёл образовательный семинар 14 декабря 2016г. на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации». На данном семинаре с детьми подготовительной группы было показано занятие «Мы юные экономисты». Дети показали блестящие познания из мира экономики. На занятие в гости к ребятам приходила Копеечка, которая рассказала историю возникновения денег. Также на занятии был представлен эксперимент: Что нужнее бумажные купюры или металлические монеты? Дети экспериментировали с деньгами и пришли к выводу, что и бумажные купюры и металлические монеты нужны и важны.

    Гостям занятие очень понравилось, я и дети услышали самые высокие оценки этому занятию.

    7.Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

    Также в нашем саду и конкретно в моей группе ведётся проектная деятельность.

    Мною был разработан проект «Азбука экономики Лунтика и Фунтика». Цель: формирование элементарных экономических представлений, знакомство с денежными единицами «Лунтики», «Фунтики».

    В нашем детском саду каждая группа должна была придумать денежные единицы «Лунтики» и «Фунтики», название во всех группах одно, но внешний вид у всех отличается. Перед тем как деньги реализовать в игре, «Лунтики» и «Фунтики» были представлены на педагогическом совете, были одобрены членами комиссии. Только потом денежные единицы были помещены в магазин и дети, играя в сюжетно-ролевую игру, расплачивались ими за товар.

    Представление денежной единицы «Лунтики»:

    Весёлый Лунтик озорной,

    Вдруг с Луны свалился

    С Луны попал он в группу к нам

    Чтоб многому учиться

    Раз, два, три, четыре, пять

    Будем Лунтики считать

    И за деньги выдавать

    Дарит радость всем вокруг.

    Лунтик-самый лучший друг!

    Представление денежной единицы «Фунтики»:

    Фунтик-тоже друг наш лучший!

    Тоже хочет в группу к нам

    Очень хочет быть деньгами,

    Чтобы дружно все считали

    Но пропал он не найдём,

    Что случилось не поймём.

    -Милый, Фунтик, где ты был?

    -С Белодонной в цирк ходил.

    -Там билеты я продал

    -Много «Фунтиков» набрал.

    Также был разработан проект «Экономика-жизнь и игра». Цель: заложить основы экономического мышления у ребёнка-дошкольника.

    Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

    Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

    Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

    В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины.  Развивающую среду пополнила настольно-печатными играми по экономике. К  сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила  картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла  по мере изучения материала.

    Играя в «Магазин» и  «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.

    Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.                                                      

    Основная цель нашей работы – углубить и закрепить знания детей в области экономического воспитания.

    Литература

    1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
    2. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
    3. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
    4. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
    5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»

    Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...

    "Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

    Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

    Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

    В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

    Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

    Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....