План по самообразованию Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Трошева Диля Муллануровна

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) определенными аксессуарами и ландшафтами.

Террейн- это антураж определяющий в широком спектре следующие понятия- окружение среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения данного понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gr.no9_.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

 

Воспитатели: Трошева Д.М.

                         

                                                              г. Урай

                                              

  План самообразования педагога

Тема: Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах сформулирован социальный  заказ государства в системе образования: воспитание активного, инициативного, ответственного человека готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Активность, инициативность, самостоятельность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

А так как в основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике, соответственно появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной игровой деятельности, а также складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта».

Так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно - организованное ,пространство- образовательной деятельности детей и взрослых. В качестве основы событийности в группе детей выступают хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил. При этом закладываются основы событийности во взаимоотношениях детей и взрослых.          

На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

Так как, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка самостоятельно действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Часто дети дошкольного возраста ограничены рамками реалий повседневности, к которым относятся режим дня, правила поведения, настроения взрослых, игровая культурная практика как бы выхватывает ребенка из этого бесконечного потока дел и обязанностей и предоставляет им иные ситуации: выбора, принятия решений, развлечений и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных практик, обеспечивающих удовлетворение актуальных запросов детей и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей.

Культурные практики - это разнообразные виды самостоятельной деятельности основанные на интересах ребенка. Игра для ребенка дошкольного возраста является самой доступной культурной практикой. С выходом ФГОС ДО особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.

В процессе культурных практик воспитателем создается атмосфера свободы выбора самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Именно в культурной практике ребенок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения, поскольку в этом случае воспитание строится не от задач, которые выдвигает взрослый, а от жизнедеятельности самого ребенка. Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Однако именно культурная игровая практика вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, поскольку для самостоятельной игры детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Учет при организации игры именно этих компонентов вызывает наибольшее затруднения у педагогов, поскольку режим дня детского сада, определенные программой  и стандартом виды деятельности детей, не располагают к оптимальной реализации этих компонентов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.  При планировании культурной игровой практики большинство педагогов ориентируется на подготовленное, игровое пространство созданное и организованное взрослыми. Для создания игрового пространства исследователиН.Я. Михайленко, Е.Л.Зворыгина,Д.Б.Элконин, С.Л.Новоселова рекомендуют косвенное воспитательное воздействие осуществляемое через игрушки и другие системы передачи информации от одного человека к другому- макеты, книги, настольные игры.

Одним из способов реализации культурной игровой практики ребенка является террейн игрового пространства, который позволяет ему дополнить игровое поле(настольные игры, игр на столе, игр в песочнице) определенными аксессуарами и ландшафтами.

Террейн- это антураж определяющий в широком спектре следующие понятия- окружение среда, окружающая обстановка. Существуют также следующие определения данного понятия.

Террейн- это украшение игрового поля.

Террейн- это разнообразие материалов для обогащения игрового поля, включая природные бросовые материалы, а также бутафорию, аксессуары…

Террейн- это оживление сюжета, набор рельефа и сооружений для настольно-стратегических игр.

Как правило террейн широко используется для военно-стратегических настольных игр (вергеймов) с миниатюрами. Эти игры очень популярны у современных геймеров.  Вергейм (военная игра)- это игровой жанр моделирующий военные операции, битвы, сражения.

Особенно активно дети используют террейн, на ландшафтных макетах, в том числе связанных с «военными» действиями, также при реализации «дизайнерских»проектов когда требуется украсить игровое поле цветами, деревьями, дорогами, тропинками и.т.п.

Ландшафтные макеты могут дополнятся «военной техникой»-моделями самолетиков и кораблей из прищепок, дзотами, деревьями, маскировочными сетками, солдатиками, если этого требует сюжет «военной» игры.

Цель: способствовать всестороннему развитию ребенка посредством игры с помощью технологии террейна.

Задачи:

Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

Составить картотеку игр по разным направлениям развития;

Развивать игровую деятельность детей,  самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.

Вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

Этапы реализации темы самообразования:

Подготовительный.

Практический.

Обобщающий.

Срок реализации: 1 год (2020-2021уч. г.)

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подготовительный.

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

2.Сбор и анализ информации из интернета по теме саморазвития.

3.Изучения опыта работы воспитателей по данной теме.

4.Рассматривание разных макетов в интернете и других группах ДОУ.

5.Подбор дизайна будущих макетов.

Анализ изученных источников, составление картотек игр.

Работа с детьми

Сентябрь

«Домик для уединения»

«Дом для кукол»

Конструирование из  картона

Деревянный конструктор

Октябрь

 «Летучая мышь»

Конструирование

«Павлин»

«Хлебобулочный цех»

Инсценировка сказки «Летучая мышь»

«Красная площадь, Кремль, кремлевская стена»

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Коллективная работа по изготовлению панно.

Изготовление предметов из соленого теста для игры.

Изготовление декораций и атрибутов.

 

Коллективная работа . Аппликация

Ноябрь

«Болото».

 

«Сложи квадрат»

«Кладоискатели»

«Лягушка-путешественница»

Создание макета «Болото».

Лепка обитателей водоёма для использования в играх с макетом «Болото»

Изготовление коробочек для хранения в группе игр.

Создание карты группы или  участка.

Коллективная работа (мобиль, теневой театр, инсценировка и др.) по сказке В.М.Гаршина

Декабрь

 «Тайны заснеженного леса»

«Парад снеговиков»

 

«Давайте выпустим плакат!» «С наступающим Новым годом!»

«Веселые медвежата»

Коллективная работа по изготовлению панно

Украшения  панно  снеговиками.

Коллективная работа по изготовлению плаката.

Подготовка к театральной постановке.

Изготовление декораций и атрибутов.

Январь

«Делаем «Недельку».

 

«Железная дорога»

 «Пассажиры железной дороги».

«Паравозы»

«Палатки».

«Дни недели»

«Северный полюс»

Изготовление предмета для использования всеми детьми группы.

Коллективная работа по изготовлению макета.

Лепка из глины и соленого теста.

Изготовление из картона.

Изготовление палаток из картона для Чука и Гека.

Изготовление предмета для использования всеми детьми группы.

Коллективная работа по изготовлению макета «Северный полюс»

Февраль

 «Белые медведи»

 

«Рыбки плавают в аквариуме»

 

«Аквариум для детей младшей группы»

«Число, дни недели, месяц».

 

«Фриз для украшения группы к празднику «День защитника Отечества».

«Поле для сражения»

«Танк»

Коллективная работа по изготовлению макета.

Коллективная работа. Изготовление аквариума из картона.

Коллективная работа. Изготовление рыбок из соленого теста, для игры в выставку-продажу аквариумных рыб.

Изготовление предмета для использования всеми детьми группы.

Коллективная работа из бумаги, картона.

Изготовление макета для игры.

Изготовление предмета для использования всеми детьми группы.

Март

 «Панно к празднику 8 Марта»

 

«Дикие лебеди»

 «Дикие лебеди»

«Мы летим на воздушном шаре»

«Антарктида», «Пингвины»

«Замок»

Рисование. Аппликация. Коллективная работа.

Конструирование.  Изготовление фриза на сюжет сказки Г.Х Андерсена.

Изготовление книги по сказке Г.Х Андерсена.

Фриз для украшения группы.

Изготовление макета для игры. Конструирование из  картона.

Изготовление макета для игры. Конструирование из  картона.

Апрель

 «Счастье Яромила».

 

«Изготовление гор».

«Изготовление хижины, деревьев и кустарника»

 

«Изготовление травы, цветов и ягод»

 

«Сады и цветники подземного царства»

 «Дедушка Мазай и зайцы»

 

«Дедушка Мазай и зайцы»

Создание макета как предметное воплощение вымышленных миров, представленных в сказке Б.Немцовой

Конструирование. Аппликация. Рисование.

Конструирование. Аппликация. Рисование.

Рисование. Лепка. Аппликация.

Аппликация. Коллективная работа. Фриз.

Аппликация. Рисование. Изготовление фриза на сюжет стихотворения Н.А. Некрасова.

Рисование. Изготовление книги по стихотворению Н.А.Некрасова

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявить отношение к игре в семье.

Анкетирование «Что вы знаете об играх?»

Октябрь

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребёнка»

Выступление на родительском собрании.(онлайн, ч/з «Zoom»)

Октябрь-май

Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы.

Демонстрация игровых пособий и материалов, сделанных своими руками(онлайн, ч/з «viber»)

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

(онлайн, ч/з «viber»)

Январь

Оформление памяток, папок-передвижек, буклетов по данной теме.

Круглый стол «Как играть с ребёнком?»

Март

Совместное мероприятие с детьми и родителями «В стране Вообразилии»

Вечер развлечений.

Апрель

Добровольный эксперимент «Неделя без гаджетов».

Фотоотчёт «Живые игры».

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Как мы играли»

Самореализация

Сентябрь -май

Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре.

Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду»

Подтверждение занимаемой должности  по теме «Технология террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста».

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Ожидаемые результаты:

Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

Дети включаются в процесс обыгрывания макетов.

Родители заинтересованы в использовании макетов для развития детей, и в их изготовлении.

В группе созданы макеты по разным образовательным областям.

Разработаны методические рекомендации «Использование макетов для развития дошкольников».

Литература:

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».

2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».

3. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».

5. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».

7. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».

8. О. И. Давыдова  «Стратегия террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста»

 № 6. – С. 6–10.

8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Презентация "Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста"....

Выступление на педсовете по теме: "Технология террейна, как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста"

Чтобы обогатить среду нашей группы мы применяем в работе  технологию Террейна. Террейн — французское слово – антураж, окружение, среда, окружающая обстановка. Существуют также следующ...

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

Стратегия Террейна как средство обогащения культурной игровой практики детей старшего дошкольного возраста

Террейн - это антураж. Террейн - это украшение. Террейн - это разнообразие. Террейн - это новая тактика игры. Террейн - это оживление, сюжетность, размах. ...

«Дидактическая игра как средство обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обога...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...