Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей содержательному и выразительному пересказываниию литературных текстов с помощью мнемотаблиц.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Конспект открытого занятия
по развитию речи в старшей группе по теме:
«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Автор:
воспитатель первой квалификационной категории
Белых Ольга Викторовна
2025
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме:
«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж».
Цель: обучение детей содержательному и выразительному пересказываниию литературных текстов с помощью мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
1. Познакомить со сказкой А. Н. Толстого.
2.Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты.
Развивающие задачи:
1. Формировать связную речь, зрительную память, координацию движений.
2.Развивать диалогическую речь.
Воспитывающие задачи:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, обсуждение отличий между ними.
Материалы и оборудование: портрет А. Н. Толстого, иллюстрации к сказке, маски животных для инсценировки сказки.
Словарная работа: ёж, телёнок, храбрость ежова.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять
Приглашаю всех сюда,
Кто быстрее подойдет,
Тот быстрей секрет найдет!
2.Основная часть:
-Ребята, посмотрите какая книжная выставка! Какие книги вы видите на этой выставке? (Дети перечисляют названия сказок на книжной выставке).
-К какому литературному жанру относятся все эти книги? (к сказкам).
-Мы с вами очень любим читать не только сказки, но и рассказы. Кто мне скажет, чем сказка отличается от рассказа? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет; в сказке добро побеждает зло). Молодцы!
- Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной замечательной сказкой.
А что это за сказка, предлагаю вам отгадать загадку:
Он живет в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки,
Если вдруг клубком свернется-
Хищный зверь ни с чем вернется.
В зубы, в лапы не возьмешь,
Как его прозвали? (ёж).
Наша сказка так и называется – ёж. А написал эту сказку Алексей Николаевич Толстой (показ портрета). Присаживайтесь ребята на стульчики.
3.Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
- Ребята, какие слова вам непонятны в этой сказке? (обсуждение и разъяснение непонятных слов с детьми). Сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте.
- Кто из вас хочет ответить полным предложением мне на вопрос по сказке? (Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки).
4. Вопросы по содержанию.
- Какие главные герои по сказке?
-Что хотел сделать теленок, увидев ежа?(испугался, клубком свернулся). Что это значит?
-Что произошло с ежом?
-Как телёнок готовился лизнуть ежа?(задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)
- Что телёнок сообщил корове?(ёж меня за язык укусил) (хоровой ответ и 1-2 индивидуально)
- А куда ёж-победитель покатился?(покатился ёж в тёмную нору под рябиновый корень).
- Что ёж сказал ежихе? (что он победил огромного зверя должно быть льва)
- Давайте повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес. (Повторяют девочки, потом мальчики)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: У нас ёж-богатырь! (А почему звери шепотом сказали эту строчку?)
5.Физкультминутка.
Под огромною сосной,
На полянке, на лесной,
Еж с ежатами бежит (дети бегут за воспитателем)
Мы вокруг все оглядим,
На пенечках посидим.
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помашем.
Помахали, покружились
И домой заторопились.
- Садимся за столы. – Ребята, сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, слушайте внимательно, потом мы с вами будем ее пересказывать с опорой на картинки – мнемотаблицу. (Чтение сказки повторно).
- Ребята, прежде чем мы с вами начнем нашу сказку пересказывать, нужно найти картинку – мнемоквадрат, с которой начиналась наша сказка. Хорошо. Теперь полным предложением, составь предложение по сказке. Хорошо. А что же дальше происходило в сказке? Кто найдет следующую картинку – мнемоквадрат. Теперь составь предложения. Молодец! (дети выбирают картинки – мнемоквадраты и составляют по ним предложения, а также отвечают полным предложением, сохраняя некоторые авторские обороты).
- Как хорошо у вас получилось! Какие вы молодцы! Ребята, сегодня мы с вами научились пересказывать сказку «Ёж» по мнемотаблице.
- Кто желает рассказать нашу сказку? (2 – 3 ребенка). Молодцы!
-Ребята, а давайте обыграем эту сказку. Я выберу теленка, а он выберет ежа, ёж выберет ежиху, а ежиха корову (одевают маски). Я буду читать слова автора а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.
А сейчас вместе скажем последнюю строчку сказки шепотом: «У нас еж – богатырь.
Рефлексия.
- Дети, какую сказку мы учились пересказывать по мнемотаблице?
- А чем понравилась эта сказка? И мне эта сказка понравилась.
- За занятие вам большое спасибо и я хочу вам подарить вот такие интересные раскраски про ежей (рисунки-раскраски), чтобы вы дома сами раскрасили и пересказали нашу сказку своим мамам и папам.
-Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8. Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)
Конспект занятия по развитию речи с применение технологии ТРИЗ....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме пересказ американской сказки «Новый наряд»
НОД по развитию речи направлено на формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ сказки «Петух да собака»
Цели:- обучать детей выразительно пересказывать текст (отрывки текста)- активизировать словарь прилагательных, глаголов;- учить подбирать синонимы к прилагательным;- учить подбирать антонимы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде гр...

