Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белых Ольга Викторовна

Обучение детей содержательному и выразительному пересказываниию литературных текстов с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Конспект открытого занятия

по развитию речи в старшей группе по теме:

«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Автор:

воспитатель первой квалификационной категории

Белых Ольга Викторовна

2025

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж».

Цель: обучение детей содержательному и выразительному пересказываниию литературных текстов с помощью мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

1. Познакомить со сказкой А. Н. Толстого.

 2.Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты.

Развивающие задачи:

1. Формировать связную речь, зрительную память, координацию движений.

2.Развивать диалогическую речь.

Воспитывающие задачи:

1.Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, обсуждение отличий между ними.

Материалы и оборудование: портрет А. Н. Толстого, иллюстрации к сказке, маски животных для инсценировки сказки.

Словарная работа: ёж, телёнок, храбрость ежова.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять

Приглашаю всех сюда,

Кто быстрее подойдет,

Тот быстрей секрет найдет!

2.Основная часть:

-Ребята, посмотрите какая книжная выставка! Какие книги вы видите на этой выставке? (Дети перечисляют названия сказок на книжной выставке).

-К какому литературному жанру относятся все эти книги? (к сказкам).

-Мы с вами очень любим читать не только сказки, но и рассказы. Кто мне скажет, чем сказка отличается от рассказа? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет; в сказке добро побеждает зло). Молодцы!

- Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной замечательной сказкой.

А что это за сказка, предлагаю вам отгадать загадку:

Он живет в норе под ёлкой,

Носит колкие иголки,

Если вдруг клубком свернется-

Хищный зверь ни с чем вернется.

В зубы, в лапы не возьмешь,

Как его прозвали? (ёж).

Наша сказка так и называется – ёж. А написал эту сказку Алексей Николаевич Толстой (показ портрета). Присаживайтесь ребята на стульчики.

3.Чтение сказки.

 Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

- Ребята, какие слова вам непонятны в этой сказке? (обсуждение и разъяснение непонятных слов с детьми). Сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте.

- Кто из вас хочет ответить полным предложением мне на вопрос по сказке? (Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки).

4. Вопросы по содержанию.

- Какие главные герои по сказке?

-Что хотел сделать теленок, увидев ежа?(испугался, клубком свернулся). Что это значит?

-Что произошло с ежом?

-Как телёнок готовился лизнуть ежа?(задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)

- Что телёнок сообщил корове?(ёж меня за язык укусил) (хоровой ответ и 1-2 индивидуально)

- А куда ёж-победитель покатился?(покатился ёж в тёмную нору под рябиновый корень).

- Что ёж сказал ежихе? (что он победил огромного зверя должно быть льва)

- Давайте повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море,  за тёмный лес. (Повторяют девочки, потом мальчики)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: У нас ёж-богатырь! (А почему звери шепотом сказали эту строчку?)

5.Физкультминутка.

Под огромною сосной,

На полянке, на лесной,

Еж с ежатами бежит (дети бегут за воспитателем)

Мы вокруг все оглядим,

На пенечках посидим.

А потом все дружно спляшем,

Вот так ручками помашем.

Помахали, покружились

И домой заторопились.

- Садимся за столы. – Ребята, сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, слушайте внимательно, потом мы с вами будем ее пересказывать с опорой на картинки – мнемотаблицу. (Чтение сказки повторно).

- Ребята, прежде чем мы с вами начнем нашу сказку пересказывать, нужно найти картинку – мнемоквадрат, с которой начиналась наша сказка. Хорошо. Теперь  полным предложением, составь предложение по сказке. Хорошо. А что же дальше происходило в сказке? Кто найдет следующую картинку – мнемоквадрат. Теперь составь предложения. Молодец! (дети выбирают картинки – мнемоквадраты и составляют по ним предложения, а также отвечают полным предложением, сохраняя некоторые авторские обороты).

- Как хорошо у вас получилось! Какие вы молодцы! Ребята, сегодня мы с вами научились пересказывать сказку «Ёж»  по мнемотаблице.

- Кто желает рассказать нашу сказку? (2 – 3 ребенка). Молодцы!

-Ребята, а давайте обыграем эту сказку. Я выберу теленка, а он выберет ежа, ёж выберет ежиху, а ежиха корову (одевают маски). Я буду читать слова автора а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.

 А сейчас вместе скажем последнюю строчку сказки шепотом: «У нас еж – богатырь.

Рефлексия.

- Дети, какую сказку мы учились пересказывать по мнемотаблице?

- А чем понравилась эта сказка? И мне эта сказка понравилась.

- За занятие вам большое спасибо и я хочу вам подарить вот такие  интересные раскраски про ежей (рисунки-раскраски), чтобы вы дома сами раскрасили и  пересказали  нашу сказку своим мамам и папам.

-Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме пересказ американской сказки «Новый наряд»

НОД  по развитию речи направлено на формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ сказки «Петух да собака»

Цели:- обучать детей выразительно пересказывать текст (отрывки текста)- активизировать словарь прилагательных, глаголов;- учить подбирать синонимы к прилагательным;- учить подбирать антонимы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде гр...