Логопедическая работа при коррекции зхвукопроизношения
консультация по развитию речи

Коченова Татьяна Сергеевна

Логопедическая работа при коррекции звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на тему:

 «Логопедическая работа при коррекции звукопроизношения»

Учителя-логопеда

Коченовой Т.С.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

I Подготовительный этап

Основная ель его – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребёнком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и болезнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребёнок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

К задачам подготовительного этапа относятся: развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается  за счёт нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приёмов.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает ребёнку правильную артикуляцию звука, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях оказывается помощь ребёнку шпателем или зондом. На следующих занятиях предлагается выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения в дальнейшем ребёнок проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведётся работа.

Работа ведётся над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  • выработать умения принимать требуемую позу, удержать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
  • система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  • необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (явление коартикуляции).
  • занятия должны проводиться кратковременно, чтобы ребёнок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
  • уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  • по мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

II Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

Постановка звука достигается путём применения технических приёмов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Рау выделяются три способа: по подражанию (имитивный), с механической помощью и смешанный.

Первый способ основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребёнок использует зрительные5, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопнда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. Можно воспользоваться приёмом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л , аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед росит ребёнка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук. При данном способе ребёнок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нём играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед объясняет ребёнку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например, поднять кончик языка. При  этом способе ребёнок оказывается активным, а приобретённая им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи. По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведётся работа по автоматизации звука и включению его в речь.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук  находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается  звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь – в середине , так, как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приёмы отражённого повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребёнка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

III Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его – сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Подбирается материал, насыщенный теми или иным звуками.

Литература.

  1. Занимательное азбуковедение /Сост. В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368с.
  2.  Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999. – 224с.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999. – 680с.
  4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995. – 384с.

Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: «Дельта», 1996. – 384с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Реферат: "Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей"

Современное и правильное развитие речи детей  дошкольного  возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельн...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...