Картотека дидактических игр по речевому развитию
картотека по развитию речи

Исакова Ольга Вячеславовна

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx152.75 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по речевому развитию в группе раннего возраста

C:\Users\юрий\Desktop\ZAZkkAZ9Ea5R38oRhhaAhS29t92WRrOo7m1xtw0YH9Z5r2jfH6Z2bG87GzBx37Jk51lCXHcnJ7HQVf0XlVowOoyH.jpg

«Кто где живет»

Задачи: Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал: Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).

Содержание игры

Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка “приносит” коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто – в доме.

Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.) Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит… Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.) Какого цвета наш зайчик? (Белого.) Какие у него ушки, какой хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.) Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.) Петрушка “достает” из коробки корову.

Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.) Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)

«Постираем кукле платье»

Задачи: Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто); воспитать интерес к трудовым действиям взрослых; упражнять в назывании предметов одежды, белья. 

Содержание игры

Детей усаживают полукругом около невысокого стола, на котором взрослый будет стирать белье. Воспитательница говорит, что у куклы (желательно больших размеров) запачкались платье, рубашка, штанишки, надо все выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Затем воспитательница приносит таз с теплой водой. Няня или воспитательница стирает, приговаривая: «Возьму мыло (намыливает так, чтобы образовалось много пены) и рубашку выстираю. А это что? И штанишки постираем, все будет чистое». Потом наливает в таз чистой теплой воды и полощет белье. Дети встают, подходят к тазу и по очереди, по 2 — 3 ребенка, полощут. «Вот теперь все чистенькое! Повесим на веревку, посушим. Что это?» Воспитательница показывает детям и, если они сами не могут назвать, называет разные предметы одежды. Вместе с детьми вешает одежду.

Игра «Гуси, гуси»

(для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев)

Задачи: Развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».

Содержание игры

Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» — воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!» Выставляет на стол спрятанные игрушки, двигает их по столу и внятно, раздельно произносит: «Га-га-га». Ставит их так, чтобы детям было хорошо видно, и спрашивает: «Есть хотите?» Медленно наклоняет головы гусей и ритмично, не спеша говорит: «Да, да, да». Затем воспитательница предлагает детям позвать: «Гуси, гуси» — и сама еще раз повторяет слова и действия. После этого она дает каждому ребенку по игрушке, изображающей гуся, и говорит весело: «Вот сколько гусей к нам пришло. И у Коли гусь, и у Тани гусь. Их надо покормить». Сама берет одного гуся и спрашивает, обращаясь к остальным: «Есть хотите?» Побуждает детей, державших гусей, сказать: «Да, да, да». Берет маленькую мисочку и кормит своего гуся (наклоняет его голову к миске). Раздает всем мисочки и предлагает покормить гусей. Игрушки некоторое время остаются в руках у детей. Воспитательница наблюдает за их игрой, время от времени повторяя текст и помогая детям делать соответствующие движения игрушкой.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.           

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом

Игра «Подбери по цвету»

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

 

Игра «Эхо»

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Краткое описание:

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

Игра «Кого как зовут?»

Цель: развивать мышление, память, речь.

Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.

Краткое описание:

Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то воспитатель помогает ему. Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2—3 детей, как зовут других малышей, например, девочку с красным бантом, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу.

Воспитатель: Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?

Дети отвечают.

А это кто?

Дети: Киска.

Воспитатель: Эту кошку зовут Мурка.

Дети повторяют кличку кошки. Затем воспитатель показывает им собаку, корову и других животных, предлагает малышам придумать им кличку или сам называет их и просит повторить 3—4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем. Воспитатель следит, чтобы дети громко и отчетливо называли свои имена, имена товарищей, кукол, клички животных.

Игра «Дождик»

Цель: учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Краткое описание:

Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)

Дети повторяют.

Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).

Дети повторяют.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию...

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...