«Значение фонематического восприятия ребенка для успешного обучения в школе»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Родители ребенка – дошкольника должны знать, что без развитого фонематического слуха не может быть и речи об успешном обучении в школе, о хорошем чтении и правильном письме. Очень важно развивать фонематический слух ребенка.  Играйте с ребенком в простые игры, и это поможет развить слух, внимание, раскрыть и ускорить  познание  в звуках и буквах. Предлагаем  игры на развитие фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение фонематического восприятия ребенка для успешного обучения в школе»

Родители ребенка – дошкольника должны знать, что без развитого фонематического слуха не может быть и речи об успешном обучении в школе, о хорошем чтении и правильном письме. Очень важно развивать фонематический слух ребенка.  Играйте с ребенком в простые игры, и это поможет развить слух, внимание, раскрыть и ускорить  познание  в звуках и буквах. Предлагаем  игры на развитие фонематического слуха:

 1. Пожужжи как жук (ж-ж-ж…) Пошипи как гусь (ш-ш-ш…) Позвени как комарик (з-з-з…) Порычи как тигр (р-р-р…)

2. «Кто внимательный?» Хлопни в ладошки, если услышишь в слове шипение гуся (ш-ш-шуба, сани, жаба), если в слове прожужжит жук (ж-ж-желтый, ж-ж-жаба…), зашипит змея ( слова со звуком «ш» ).

 3. Кто больше назовет слов, в которых поет песенку жук? (слова со звуком «ж») , звенит комарик ? (слова со звуком «з»), слышится песенка синички? (слова со звуком «ц») , песенка паровоза?( слова со звуком «ч»), песенка мотора самолета? (слова со звуком «р» ).

4. Вначале ребенок назовет мало слов, но с каждым разом их будет все больше и больше. Наконец настанет момент, когда задания следует усложнять, вводя в разговор с малышом понятие «звук».

5. Отгадай , есть ли звук «с» в слове «сумка». А в слове «шум»? Назови слово «рак» так, чтобы в нем очень хорошо слышался звук «р». Назови слово «кружок» так, чтобы в нем хорошо слышались звуки «р» и «ж».

6. Отгадай. Какой звук можно петь в слове «кот» (рак, сыр, кит, лук и т.д.)

7. Отгадай, какое слово я задумала. Я буду называть слова без первого звука, а ты называй все слово правильно …ак (мак, рак, лак и т.д.)

8. Кто больше назовет слов со звуком «к» (и т.д.) в начале слова (кубик, кот, куры…)

9. Подскажи, какой звук «потерялся» : колобо…(к), стака…(н), сто…(л)…Ребенок должен называть только последний звук, а не все слово.

10.Кто больше назовет слов со звуком «с» в середине слова (весна, мост…)

11.Скажи слово «шар» так, чтобы в нем хорошо слышался первый звук; второй звук; третий звук (слова типа : суп, сок, мышь, рак.) 12.Кто больше назовет коротеньких слов? ( мир, кит, суп, стол…) 13.Назови слова с гласным звуком «а» в начале слова, в середине слова, в конце слова (альбом, бак, утка).

14.Кто больше назовет слов, начинающихся с того звука, который первый в слове лес? (лиса, лейка, люстра)

15.Назови слово, которое начинается с последнего звука моего слова (сани – индюк – кошка – альбом – мост…)

16.Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук», «кот». 17.Найди разные звуки в словах «сыр» и «сор».

18.Произнеси слово «каша» по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Сколько раз твое дыхание коснется ладони, столько и частей в слове «каша». Эти части называются слогами. Отхлопай это слово. Отгадай его.

19.Я буду начинать слово, а ты заканчивай : ма(шина), бу(сы), кош(ка)…

 20.Догадайся, какой первый слог в слове «ракета» (ра), 2-ой, 3-ий? 21.Назови слова с 2-мя слогами, с 3-мя, с одним слогом.

22.Кто больше назовет слов, в которых первый слог «са» ?  (Саша, сани, салат, салют); «ста» ?  (стакан, стадион, старость…) и т.д. 23.Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «та»? (газета, работа, лопата…) и т.д. 24.

Придумай слова, похожие на слово «подушка»  (лягушка, квакушка, подружка, кукушка, кормушка, кадушка) Все эти игры ребенок может и должен освоить до школы. Их можно изменять, усложнять, дополнять. Но, занимаясь с малышом, помните: - Не надо брать сразу много игр. Поиграйте на прогулке в одну - две, потом можно просто побеседовать о чем-нибудь, дать ребенку побегать.

 - Если Вы заметили, что ребенок начал утомляться и теряет интерес к заданиям, прекратите игру.

- Все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым: по очереди. Если малыш испытывает затруднения, предложите ему: « Давай, я первая отвечу». Не забывайте иногда похвалить его за то, что он сегодня думал лучше, чем Вы. - Старайтесь все задания давать в интересной для ребенка форме. Допустим, не просто попросить его называть слова со звуком «р», а сказать : «Представь себе, что мы попали в необычный лес. В нем живут только звери, в названии которых есть звук «р». Каких зверей можно увидеть в этом лесу?»

Разумно поступают те родители, которые готовят школьное завтра с первых проблесков любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Надеюсь, эти практические советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе. А самое важное: подобные занятия и игры сближают детей со взрослыми, делают их друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Сформированность фонематического восприятия - главное условие успешного обучения детей с ОВЗ

Сформированность фонематического восприятия - главное условие успешного обучения детей с ОВЗ...

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....

Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе

Важной составляющей, основой успешного обучения в школе является правильная, развитая речь ребенка. Родители должны понимать, что чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ...

Консультация «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе».

Консультация«Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе»....

Консультация с родителями детей подготовительной группы «Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе»

Консультация с родителями детей подготовительной группы «Правильная речь ребенка — залог успешного обучения в школе»...