Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения. Применение биоэнергопластики на логопедических занятиях.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Синегубова Анастасия Сергеевна

Фонетически правильная речь характеризуется, прежде всего, четким и отчетливым произношением как отдельных звуков, так и их сочетанием при произношении слов, слогов, фраз и предложений в быстром потоке речи. Все это связано с правильно подготовленной подвижностью артикуляционного аппарата и его дифференцированной работой. В статье представлены основные сведения об артикуляционной гимнастике, а также способы развития артикуляционной моторики при помощи биоэнергопластики, главным принципом биоэнергопластики является - сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения.

Применение биоэнергопластики на логопедических занятиях.

Фонетически правильная речь характеризуется, прежде всего, четким и отчетливым произношением как отдельных звуков, так и их сочетанием при произношении слов, слогов, фраз и предложений в быстром потоке речи. Все это связано с правильно подготовленной подвижностью артикуляционного аппарата и его дифференцированной работой. Необходимо понимать, что сила, точность, объем артикуляционных позиций и движений развиваются у детей не сразу, а постепенно – и в этом может помочь артикуляционная гимнастика. Считаю, что важнейшим направление в логопедической работе является развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и одно из самых важных, это дифференцированности органов движения участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционного гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Необходимо проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, достаточно уделять от 5 до 10 минут в день для повторения уже изученных упражнений, постепенно вводить новые. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Также стоит помнить, что комплекс артикуляционной гимнастики необходимо начинать со статических упражнений и постепенно переходить к динамическим более сложным упражнениям.

Также, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики существует множество инновационных способов ее проведения. Одной из таких форм является биоэнергопластика с элементами логоритмики. Отечественные исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, находятся очень близко именно поэтому, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движения тела, выполняемые совместно с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывается положительный эффект на активизацию интеллектуальной деятельности детей, также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Главный принцип биоэнергопластики – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что в свою очередь оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. При применении биоэнергопластики необходимо придерживаться следующих этапов:

  1. Диагностический. Необходимо определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
  2. Подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, который способствует активизации интереса к занятиям. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому проверить свои силы, стимулировали к новым успехам.
  3. Основной. Его главная задача, это отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. На первых занятиях дети знакомятся с упражнениями для губ, языка, челюсти, упражняются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка не подключается. Педагог параллельно демонстрирует артикуляционные упражнения с подключением плавных движений руки, а затем и рук.  Ребенку необходимо привыкнуть. Далее подключаем ведущую руку ребенка на 4-5 занятии, сначала одну, после уверенного самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений и движений рук, можно постепенно подключать вторую руку.
  4. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергоплатики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом (большим-общим или индивидуальным).
  5. Далее после того, как ребенок уверенно освоим движения руками совместно с артикуляционными движениями, он может выполнять совместные движения с обеими руками в перчатках.
  6. На последнем этапе, дети уверенно могут выполнять артикуляционные упражнения и подключать биоэнергопластику с обеими руками.

После того, как ребенок уверенно совмещает движения артикуляции, дифференцирует движение языка, губ, челюсти, можно не подключать зрительную опору.

При применении биоэнергопластики можно отметить следующие структурные изменения в организме ребенка:

  • Синхронизируется работа полушарий головного мозга;
  • Улучшается внимание, память, мышление, речь;
  • Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне;
  • Совершенствуется регулирующая и координационная роль нервной системы;
  • Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействие в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

В координационной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, целюсти, губ, а также, направденность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформировнна слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженным и нарушенным кинестетическими ощущениями. Так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Представлены упражнения для проведения артикуляционной гимнастики. Даны рекомендации для родителей....

Артикуляционная гимнастика-основа правильной речи

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...