Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. А. Тропинина “Девочка с куклой”» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины
В. А. Тропинина “Девочка с куклой”» в подготовительной группе
Цель: Развивать у детей интерес к живописи, умение анализировать содержание картины. формировать навыки связной монологической речи, обогащать активный словарь детей через использование художественного образа.
Задачи:
1. Познакомить детей с картиной русского художника В. А. Тропинина, научить их рассматривать картину, выделяя главные элементы композиции, передавать свои впечатления словами.
2. Развивать у детей умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас, развивать внимание к деталям и наблюдательность.
3. Формировать навыки связной монологической речи, обогащать словарный запас детей: живопись, репродукция, фон, задний план.
4. Воспитывать интерес к искусству, уважение к труду художников, чувство красоты и гармонии.
Используемые технологии:
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): Метод системного мышления для развития креативных способностей и аналитического подхода к решению проблем.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни и творчестве Василия Тропинина:
- Краткий рассказ о том, кто такой Василий Тропинин, его место в истории русского искусства.
Виртуальное посещение Русского музея в Санкт-Петербурге и знакомство с другими картинами В.А. Тропинина, выполненных в другом жанре.
Оборудование:
- Репродукция с картины В. А. Тропинина «Девочка с куклой».
- Магнитная доска.
- Цветные карандаши и бумага.
- Карточки с вопросами для рефлексии.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям настроиться на занятие и вспомнить, как важно внимательно слушать и смотреть, чтобы потом поделиться своими впечатлениями.
II. Основная часть
Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в мир живописи и познакомимся с картиной замечательного русского художника Василия Андреевича Тропинина. Посмотрите на эту картину – она называется “Девочка с куклой”. Что вы видите на картине?», «Как выглядит девочка?», «Что она держит?»
Ответы детей:
- На картине изображена девочка.
- Она улыбается.
- У девочки есть кукла.
- Она одета в красивое платье.
Воспитатель: «Давайте попробуем рассмотреть картину подробнее. Какое настроение у этой девочки? Как вы думаете, почему художник выбрал именно такой сюжет?».
Ответы детей:
- Девочка выглядит счастливой.
- Возможно, ей нравится играть со своей куклой.
- Кукла – её любимая игрушка.
Воспитатель: «О чём думает девочка?»
Ответы детей:
- Она мечтает о чём-то.
- Девочка представляет, что кукла её подруга.
Воспитатель: «А теперь давайте представим, что эта картина ожила. Что бы сказала нам девочка, если бы могла говорить? Какие звуки мы могли бы услышать вокруг неё?».
Ответы детей:
- Девочка могла бы сказать: «Посмотри, какая красивая у меня кукла!»
- Мы могли бы услышать смех девочки, шорох её платья, шаги.
- Девочка пригласила бы нас поиграть.
Воспитатель: «Если бы девочка могла говорить с куклой что бы она ей сказала?»
Ответы детей:
- Ты моя лучшая подруга.
- Давай поиграем в интересную игру.
Обсуждение картины.
Воспитатель: «Обратите внимание на одежду девочки. Как вы думаете, из какого материала сделано её платье? Почему художник использовал такие цвета?»
Ответы детей:
- Платье девочки, возможно, из шёлка или бархата.
- Художник использовал светлые и тёплые тона, чтобы передать радость и уют.
Воспитатель: «Теперь попробуйте описать всю картину целиком. Что вы видите, какие чувства вызывает у вас эта картина?», «Как вы думаете, что чувствует девочка?».
Ответы детей:
- Я вижу девочку, которая играет с куклой.
- Она улыбается, значит, ей очень нравится её игра.
- Девочка любит свою куклу, потому что она новая.
- Она счастлива!
- Девочка счастлива Картина вызывает у меня радостные чувства, потому что девочка такая счастливая, весёлая.
Воспитатель: «А как вы думаете, почему художник нарисовал именно эту сцену?»
Ответы детей:
- Потому что детство – это радость!
- Художник любил наблюдать за играющими детьми.
- Он вспомнил своё детство.
Творческое задание.
Воспитатель: «Представьте себе, что вы стали художниками. Какую картину вы нарисовали бы после того, как посмотрели на работу Тропинина?»
Предполагаемые ответы детей:
- Я бы нарисовал мальчика с машинкой.
- Я бы нарисовала свою любимую игрушку рядом со мной.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
Воспитатель: «Поделитесь своими впечатлениями от занятия. Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?»
Ответы детей:
- Мне понравилось рассматривать картину.
- Было интересно представить, что бы сказала девочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".
Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины "Зима. Заяц"
Надеюсь, занятие вам понравится....

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Кошка с котятами"
Учить составлять небольшие рассказы по картине,развивать диалогическую форму речи....

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»
Развивать знание об осени обогощать словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины «Повара» в подготовительной группе.
Вданном конспекте отображены примерные ответы детей....

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Собака со щенятами" средняя группа
Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)....
