Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. А. Тропинина “Девочка с куклой”» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фролова Татьяна Алексеевна
Занятие направлено на развитие выразительной речи, умения слушать и воспринимать информацию, а также на формирование критического мышления через анализ и интерпретацию художественного произведения. В процессе работы дети также смогут поделиться своими ассоциациями и впечатлениями, что создаст атмосферу взаимопонимания и творческого взаимодействия в группе. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины

В. А. Тропинина “Девочка с куклой”» в подготовительной группе

Цель: Развивать у детей интерес к живописи, умение анализировать содержание картины. формировать навыки связной монологической речи, обогащать активный словарь детей через использование художественного образа.

 Задачи:

1. Познакомить детей с картиной русского художника В. А. Тропинина, научить их рассматривать картину, выделяя главные элементы композиции, передавать свои впечатления словами.  

2. Развивать у детей умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас, развивать внимание к деталям и наблюдательность.

3. Формировать навыки связной монологической речи, обогащать словарный запас детей: живопись, репродукция, фон, задний план.

4. Воспитывать интерес к искусству, уважение к труду художников, чувство красоты и гармонии.

 Используемые технологии:

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): Метод системного мышления для развития креативных способностей и аналитического подхода к решению проблем.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни и творчестве Василия Тропинина:

- Краткий рассказ о том, кто такой Василий Тропинин, его место в истории русского искусства.

Виртуальное посещение Русского музея в Санкт-Петербурге и знакомство с другими картинами В.А. Тропинина, выполненных в другом жанре.

 Оборудование:

- Репродукция с картины В. А. Тропинина «Девочка с куклой».

- Магнитная доска.

- Цветные карандаши и бумага.

- Карточки с вопросами для рефлексии.

 Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям настроиться на занятие и вспомнить, как важно внимательно слушать и смотреть, чтобы потом поделиться своими впечатлениями.

II. Основная часть

Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в мир живописи и познакомимся с картиной замечательного русского художника Василия Андреевича Тропинина. Посмотрите на эту картину – она называется “Девочка с куклой”. Что вы видите на картине?», «Как выглядит девочка?», «Что она держит?»

Ответы детей:

- На картине изображена девочка.

- Она улыбается.

- У девочки есть кукла.

- Она одета в красивое платье.

Воспитатель: «Давайте попробуем рассмотреть картину подробнее. Какое настроение у этой девочки? Как вы думаете, почему художник выбрал именно такой сюжет?».

Ответы детей:

- Девочка выглядит счастливой.

- Возможно, ей нравится играть со своей куклой.

- Кукла – её любимая игрушка.

Воспитатель: «О чём думает девочка?»

Ответы детей:

- Она мечтает о чём-то.

- Девочка представляет, что кукла её подруга.

Воспитатель: «А теперь давайте представим, что эта картина ожила. Что бы сказала нам девочка, если бы могла говорить? Какие звуки мы могли бы услышать вокруг неё?».

Ответы детей:

- Девочка могла бы сказать: «Посмотри, какая красивая у меня кукла!»

- Мы могли бы услышать смех девочки, шорох её платья, шаги.

- Девочка пригласила бы нас поиграть.

Воспитатель: «Если бы девочка могла говорить с куклой что бы она ей сказала?»

Ответы детей:

- Ты моя лучшая подруга.

- Давай поиграем в интересную игру.

Обсуждение   картины.  

 Воспитатель: «Обратите внимание на одежду девочки. Как вы думаете, из какого материала сделано её платье? Почему художник использовал такие цвета?»

Ответы детей:

- Платье девочки, возможно, из шёлка или бархата.

- Художник использовал светлые и тёплые тона, чтобы передать радость и уют.

Воспитатель: «Теперь попробуйте описать всю картину целиком. Что вы видите, какие чувства вызывает у вас эта картина?», «Как вы думаете, что чувствует девочка?».

Ответы детей:  

- Я вижу девочку, которая играет с куклой.

- Она улыбается, значит, ей очень нравится её игра.

- Девочка любит свою куклу, потому что она новая.

- Она счастлива!

- Девочка счастлива Картина вызывает у меня радостные чувства, потому что девочка такая счастливая, весёлая.

Воспитатель: «А как вы думаете, почему художник нарисовал именно эту сцену?»

Ответы детей:

- Потому что детство – это радость!

- Художник любил наблюдать за играющими детьми.

- Он вспомнил своё детство.

Творческое задание.  

Воспитатель: «Представьте себе, что вы стали художниками. Какую картину вы нарисовали бы после того, как посмотрели на работу Тропинина?»

Предполагаемые ответы детей:

- Я бы нарисовал мальчика с машинкой.

- Я бы нарисовала свою любимую игрушку рядом со мной.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия.  

 Воспитатель: «Поделитесь своими впечатлениями от занятия. Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?»

 Ответы детей:

- Мне понравилось рассматривать картину.

- Было интересно представить, что бы сказала девочка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Кошка с котятами"

Учить составлять небольшие рассказы по картине,развивать диалогическую форму речи....

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Поздняя осень»

Развивать знание об осени обогощать словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Собака со щенятами" средняя группа

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)....