Консультация для молодых специалистов: «Формирование связной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыком речевого общения и обучения рассказыванию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых специалистов:
«Формирование связной речи у дошкольников»
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми
с ОНР. Формирование связной речи в коррекционных группах осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
Учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыком речевого общения и обучения рассказыванию.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки, экскурсии и др.)
При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимания уделяется формированию связной монологической речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся: обучение пересказу, описательному рассказу, рассказыванию по серии картинок, по сюжетной картине, творческому рассказыванию.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед педагогами стоят следующие задачи:
-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических высказываний;
-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
-целенаправленное воздействие на активизацию и развитию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:
-усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
-формирование навыков планирования развёрнутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
-обучение лексико-грамматическому оформлению связных в соответствии с нормами родного языка.
Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к инициативным (самостоятельным); от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приёмы.
Занятия по пересказу:
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Для пересказывания рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с чётким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.
Обучение пересказу целесообразно проводить на двух занятиях. На первом занятии: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»). На втором занятии : пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приёмы, облегчающие составление связного последовательного сообщения:
-выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей);
-пересказ одного иллюстрирует другой ребёнок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа;
-использование детского рисунка;
-использование иллюстративного панно;
-моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы;
-использование диафильма.
В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению языковых средств построения связных высказываний.
Большое внимание придаётся практическому овладению правилами согласования слов в предложении; упражнениям на словоизменение, на дополнение предложений нужным по смыслу словом и др.
Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
-усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур, упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
-развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, назад, обратно), на употреблении предлогов с пространственным значением (в, на, над, из-за). Обращается внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность), например: скоро, долго, медленно, громко. Усвоение таких слов значительно облегчает детям составление связных высказываний.
По мере роста речевых возможностей детей уместно помимо обычного воспроизведения текста, использовать приёмы языковой трансформации: рассказать о событиях в прошедшем времени (путём замены временных форм глаголов), замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица.
Обучение рассказу-описанию предметов.
Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определённой последовательности.
При обучении детей с ОНР описанию предметов решаются следующие задачи:
-развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;
-формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предметов;
-овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
При проведении подготовительных упражнений внимание уделяется развитию сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого текста, формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога.
Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета.
Для увеличения эффективности коррекционного процесса необходимо использовать схемы-модели для составления описательных рассказов.
Эффективен приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух различных кукол). Педагог, а вслед за ним и ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.
Детей следует учить планированию небольшого по объёму рассказа-описания. С ними проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чём мы расскажем вначале? Что скажем об этом предмете, какой он? Чем закончим рассказ?»).
Необходимо также проводить подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов, предусматривающую следующие упражнения:
-дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (Угуся шея длинная, а у утки…);
-составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин?);
-выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький);
-последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и берёза);
Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения.
Обучение рассказыванию по картинам.
В целях формирования связной речи детей с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
-составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Они дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам;
-составление небольших по объёму рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих основную тематику картины («Ледоход», «Река замёрзла»).
-рассказывание по сериям сюжетных картинок с усложнением (по серии картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена;
-обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий;
-описание пейзажной картины.
При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы: образец рассказа педагога по картине или её части; наводящие вопросы; предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.
Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
При этом решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
Методические требования к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию:
-при проведении всех занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета; лексические и грамматические упражнения; игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка).
-при составлении и применении речевого образца специальное внимание уделяется задаче формирования у детей грамматических представлений и обобщений. В занятия включаются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ при повторном чтении и разборе текста для пересказа, при воспроизведении детьми образца рассказа по картине;
-большое внимание уделяется овладению обучающимися навыками планирования связных высказываний различного типа;
-на всех этапах обучения необходимо обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. Следует отмечать полноту и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии;
-широкое использование наглядных и технических средств;
-осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучению рассказыванию в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Консультация для родителей по развитию связной речи у дошкольников «Как вырастить оратора и хорошего собеседника»
Советы логопеда для родителей по развитию связной речи у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи у дошкольников".
Диалогическую речь: затруднения, формы и методы обучения.Монологическая речь: 1. Обучению пересказу.2. Обучение рассказыванию по картинам3 Обучение описанию предметов4 Обучение рассказыванию...

Консультация для молодых специалистов: «Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни»
Рассматривая ситуацию отношения ребенка к здоровью вне болезни, стоит сказать, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие...

Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольников".
Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольника"....

Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования».
Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования». ...
