Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольников".
консультация

Адина Майя Витальевна

Консультация "Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему:

«Мнемотехника, как метод развития связной речи у дошкольников».

«Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

 К. Д. Ушинский.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слава в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. И такой метод есть это метод мнемотехники. Я начала использовать его со второй младшей группе. 

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное в методе мнемотехники – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: - обогащения словарного запаса, - при обучении составлению рассказов, - при пересказах художественной литературы, - при отгадывании и загадывании загадок, - при заучивании стихов.

 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

В заключении хочу сказать, что мне очень импонирует это метод. Всё что требуется для работы это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А фантазии как мы знаем у педагогов не занимать.

И вам, дорогие родители, предлагаю использовать метод мнемотехники в домашних условиях вместе с детьми!!! Вы проведете с ребёнком время увлекательно и полезно.

Желаю творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделированияВоспитатель:  Дронина Наталья АлександровнаДети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отлич...

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной ...

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников"

В консультации раскрыто значение наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"

Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в ш...