Занятие по развитию речи в старшей группе "Письмо Деду Морозу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._zan._pro_osen.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с  использованием мнемотехники

                                          «Письмо Деду Морозу»

 

Цель.  Совершенствовать умение детей составлять связный рассказ с     опорой на мнемотаблицу.

Задачи.

  • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
  • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно - речевых играх.
  • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Создание проблемной ситуации.

- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц по календарю?
- Какое сейчас время года?
- Ребята, вы помните, мы читали книгу «Дед Мороз и лето»?   Где жил Дед Мороз? (На северном полюсе).  А какая там погода ?Значит какое время года он видел?( он видел зиму).  А какое время года ему показали дети ? (лето) . А какие еще есть времена года? (осень и весна).

-Дед мороз очень хочет узнать, что такое осень и попросил написать ему письмо с рассказом об осени. А мы писать не умеем, как быть?

(нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать фото, составить рассказ)
-  Мы сегодня будем составлять рассказ, используя символы, заменяющие слова.

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме Деду Морозу?

Ход ООД.

Когда наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)

Воспитатель.  Осенняя погода очень переменчивая. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод. Хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется

Игра «Осенний день»

Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)

В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать?

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель . Вот таким может быть осенний день и так много явлений можно увидеть.

Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени.

-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки - подсказки , которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? ( о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? ( о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Карточка  - урожай.

Что поспевает осенью в садах и огородах? ( Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.)

Карточка - одежда.

Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)

Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.

- А почему эту карточку нам положила осень в корзинку? (потому что осенью идет первый снег )

 -Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.                                                                                                                                 *(  В ходе ответов на доску прикрепляется каждая карточка)                                                                        

Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.

Физминутка «Листочки, листочки» 

 Листочки, листочки по ветру летят, (попеременно поднимают руки вверх )

У деток под ножками тихо шуршат.

То вправо, то влево листочки летят, (качают руками вправо - влево)

Прощается с нами осенний наш сад.

И плавно качаясь, ведут хоровод, (подняв руки, кружатся вокруг себя )

А ветер осенний им песню поет.

Воспитатель. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало и конец. Послушайте мой рассказ.

: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме : заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Осенью бывает первый снег. Мне очень нравится осень.

(2-3 ребенка)

Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Готово наше письмо?
Сможет Дед Мороз прочитать его?
Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?
Что теперь надо сделать с письмом? (Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).

  (Положить письмо в конверт и опустить в ящик)

Упражнение на развитие мелкой моторики руки.

Звучит звук дождя

Воспитатель: Осенью, как вы, наверное, заметили, часто идут дожди. Дождик бывает маленький и большой, сильный и слабый, тихий и громкий

 Как вы думаете, сейчас дождик капает или льёт?

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована тучка с редкими капельками (дождик капает) и тучка со сплошными линиями (дождик льёт).

Воспитатель: «Дети, маленький дождик - капает, а большой дождь – льёт»

Воспитатель. Давайте, дети, нарисуем дождик. 

Дети выполняют штриховку крупными и мелкими штрихами.

 Итог. – Что мы делали сегодня? (составляли рассказ про осень, писали письмо Деду морозу).                                                                                                             – У вас получилось замечательное письмо. Теперь Дед Мороз будет ждать письма с рассказом про весну.

Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а за правильные ответы вы получите угощения от осени

Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто - часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать

Куртки, шапки надевать? (да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Как я спас деда мороза"

Занятие по развитию речи "Как я спас деда мороза". Учить пересказыванию....

Конспект ООД образовательной области Развитие речи на тему "Помощники Деда Мороза"

Программное содержание: учить детей подробно, но без повторов составлять описания игрушек, придерживаясь опорной схемы- плана, предложенного педагогом, обогащение словарного запаса детей прилагательны...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Грамотея»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Грамотея»Цель: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройд...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО развитию речи "Сочиняем сказку про Деда Мороза".

Упражнять детей в сочинении сказки на заданную тему с использованием элементов ТРИЗ....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "В гости к Деду Морозу"

Рассказать детям о Дедушке Морозе,как о сказачном герое;как о историческом образе.Продолжать знакомить детей с достопримечательности России....

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи на тему:"Письмо Деду Морозу"

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи на тему: "Письмо Деду Морозу"...