Консультация для родителей "Первые ступеньки грамоты"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Основное место в подготовке к школе следует уделять развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления и, что очень важно, развитию работоспособности. Необходимо научить ребенка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию. Некоторые родители считают, что самый главный показатель готовности к школе – умение читать, при этом не обращая внимания на развитие всех сторон устной речи: чистого звукопроизношения, грамматического строя речи, достаточного для своего возраста словарного запаса, умения правильно строить фразы, пересказывать текст, составлять рассказы и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx307.36 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\книга 2.jpg

Вот и достиг Ваш ребенок старшего дошкольного возраста. И скоро – школа! И у всех любящих и заботливых родителей возникает масса волнений и переживаний: сможет ли ребенок успешно учиться? Потянет ли такую сложную сейчас школьную программу? И что ребенок должен знать и уметь перед школой, чтобы вовремя заложить фундамент успешного обучения? Прежде всего у ребенка должно быть сформировано желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать свое поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Основное место в подготовке к школе следует уделять развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления и, что очень важно, развитию работоспособности. Необходимо научить ребенка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию. Некоторые родители считают, что самый главный показатель готовности к школе – умение читать, при этом не обращая внимания на развитие всех сторон устной речи: чистого звукопроизношения, грамматического строя речи, достаточного для своего возраста словарного запаса, умения правильно строить фразы, пересказывать текст, составлять рассказы и многое другое. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь ребенок легко и как бы сам собой зачитает, при этом избежит трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка. Родителям не следует форсировать процесс обучения чтению и письма, а следует обратить серьезное внимание развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте, т. е. овладеть звуковой системой языка. Последовательность формирования навыков звукового анализа и синтеза такова:

1) Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

2) Определение первого звука в слове.

     3) Определение последнего звука в слове.

     4) Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

     5) Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

6) Определение количества слогов в слове.

Предлагаемые игры помогут Вашему ребенку вовремя сформировать очень важные предпосылки дошкольника к обучению грамоте, что лежат в основе успешного обучения в школе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Играйте каждый день в любое свободное для Вас и ребенка время в течении 15-20 минут. Не нагружайте его большим количеством игр и упражнений. Достаточно двух - трех.

Так что, ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ, ИГРАЯ!

 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\книга 2.jpg

Игры, на развитие фонематического слуха

1. Взрослый показывает картинку и громко, четко называет: «Лук». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда назову правильно – хлопни в ладоши». Произносит: «Юк – люк – лук – йук – зюк – лук». Затем показывает картинку лампы: «Вампа – лямпа – уампа – гампа – лампа – йампа – зампа – лампа». А ребенок, услышав правильное звучание слова хлопает в ладоши. 2. Взрослый произносит слоговый ряд, например: на-на-на-па. Ребенок должен определить и сказать, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: на-но-на, ка-ка-ка-га, па-ба-па-па и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на гласные

1. Ребенку выдается несколько разноцветных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, А, АУ, ИОУ, О и т. д. Ребенок должен отложить на столе столько кружков, сколько звуков было названо. И усложняя эту игру: заранее договориться с ребенком, какой гласный звук будет означать какой цвет, например, красный – звук А, желтый – звук У, зеленый – звук И. Сразу взрослый произносит сочетание из двух звуков: АУ, УА, УИ, затем по три звука: АУИ, АУА, ИУА, а ребенок должен разложить разноцветные кружки в заданной последовательности.

2. Взрослый читает слова, ребенок повторяет их и поднимает карточки со знаком «+», если заданный звук есть в слове, и знак «-«, если этот звук отсутствует.

3. Выделение гласного звука под ударением в начальной позиции. Взрослый называет слова, ребенок должен выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: искра, армия, обувь, астра, Оля, остров, ужинать, аист, утренник, иволга, область.

4. Выделение ударного гласного, стоящего в середине слова. Услышав слово, ребенок называет звук, стоящий в середине слова: нож, пух, сом, сам, кит, кот, мышь, пол, шум, рис, мыл, дочь, жук, рос.

5. Игра «Замени звук». Взрослый называет слово, а дети должны заменить гласный звук в нем так, чтобы получилось новое слово: дом – дым, пил-пол, сон-сын, вал-бал, мел-мал, сок-бок.

Игры на развитие фонематического слуха с опорой на согласные звуки

1. Выделение согласного звука из серии слогов. Взрослый называет цепочку из трех слогов с одним и тем же согласным звуком, например, та-то-ту. Ребенку необходимо выделить одинаковый звук, в данном случае Т.

2. Игра «Закончи слово» Взрослый показывает картинки и называет их, но не договаривает последний звук. Ребенок произносит слова за взрослым и выделяет тот звук, который он добавил. Например, ко, пау, вени… и др.

3. Игра «Найди общий звук» Взрослый называет слова, например, со звуком С в конце слова: ананас, автобус, нос, волос, лес, квас, голос, и спрашивает ребенка, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах.

4. Игра «Цепочка» Взрослый называет слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. Только ваша любовь, доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к, а значит, возрастет и их результативность. Радуйтесь каждому успеху ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ступеньки к обучению грамоте"

Консультация для родителей детей с ОНР....

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа

Итоговое занятие Ступенька грамоты средняя группа....