Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го года с ОНР по подготовке к обучению грамоте. В Программе представлен календарно-тематический план на учебный год. Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
приказом МБДОУ д/с № 17
комбинированного вида
от________№_________ Программа принята на заседании
педагогического совета МБДОУ д/с №17
комбинированного вида
протокол № ___от _____________
Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического
кружка «По ступенькам грамоты»
Разработчик:
учитель – логопед
Гладышева И.В.
г. Лысково, 2015
Пояснительная записка
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, затрагивающими все стороны языковой системы: фонетико – фонематическую, лексическую, грамматическую. Общеизвестно, что вовремя не исправленные речевые отклонения могут проявиться и в школьном обучении, создавая помеху успешному освоению школьной программы. Поэтому так важно не только вовремя устранить речевое недоразвитие, но и предупредить ошибки, которые могут возникнуть при овладении детьми процессами чтения и письма в школе. С этой целью считаю необходимым большое внимание уделять развитию фонематического восприятия и овладению навыками звуко – буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут закрепляться полученные на логопедических занятиях умения ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка, будут развиваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки; а также станет более совершенной звуковая сторона речи, т.е. ребёнок сможет овладеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных). Специально подобранные дидактические игры, упражнения и задания позволят расширить словарный запас детей, научат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, разовьют грамотность ребёнка.
Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год.
Данная программа предназначена для детей указанной группы, у которых в ходе логопедического обследования, проведённого с 02.09.14 по 15.09.14, было выявлено слабое владение навыками звукового анализа и синтеза (см. «Программу логопедической коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности №1 для детей с ОНР на 2014/2015 уч.г.», раздел 2.2. «Логопедическое обследование детей»). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (каждую среду) во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи
коррекционно – развивающей программы кружка « По ступенькам грамоты»:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а именно:
развитие умение вслушиваться в слова; определение на слух протяжённости слова;
выделение звуков;
различение звуков, близких по звучанию;
определение позиции звука в слове;
определение последовательности и количества звуков в слове;
- развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза:
умение различать гласные и согласные звуки;
умение определять согласные звуки по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости;
умение составлять звуковую схему слова, а также составлять слова из букв разрезной азбуки;
закрепление навыка делить слова на слоги, определять ударный слог;
- развитие навыка языкового анализа:
деление речевого потока на предложения, предложения – на отдельные слова, умение делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении;
- закрепление навыка послогового чтения слов и предложений;
- умение разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, упражнения грамматической арифметики.
Ожидаемые результаты освоения программы кружка «По ступенькам грамоты» к концу учебного года:
К концу учебного года дети владеют следующими умениями и навыками.
1.Выделяют звук из слова; определяют позицию звука в слове, звуковой состав слова; различают звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам ([с] – [ш], [з] – [с], [ч] – [т], [м] – [мь] и т.д.)
2.Самостоятельно составляют звуковые схемы слов, различные по слоговому составу; схемы предложений; а также составляют слова из букв разрезной азбуки.
3. Характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
4.Умеют делить слова на слоги, используя различные способы. Правильно расставляют ударение в словах.
5. Подбирают слова по заданной звуковой модели.
6. Анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их. Определяют количество слов в предложении и их последовательность.
7.Различают звук и букву.
8.Владеют послоговым чтением слов и предложений.
9.Умеют разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.
Список детей, посещающих кружок «По ступенькам грамоты»
1. Тимофей Д.
2. Илья К.
3. Алёша С.
4. Никита С.
5. Карина С.
6. Вика С.
Календарно – тематическое планирование дополнительной коррекционно – развивающей деятельности учителя - логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 в условиях работы логопедического кружка « По ступенькам грамоты»
Условные обозначения:
А – профилактика акустической дисграфии
О – профилактика оптической дисграфии
ЯАС – профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Литература
- Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырёх книгах. – М.: «Школьная Пресса», 2009.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.- 368 с.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб.: Изд-во КАРО, 2002. – 368 с.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С.Сековец. – М.: АРКТИ, 2006. – 368 с.
- Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-216 с.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. - М.: Просвещение, 2009. – С.72 – 118.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Детям о коррупции»
. Создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения....
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В статье представлен опыт взаимодействия специалиста и воспитателей группы компенсирующей направленности в рамках коррекционно-развивающей деятельности....
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Муха-Цокотуха – именинница!»
В процессе работы над понятиями "словосочетание" и "предложение" важную роль играет правильное употребление предлогов. Предлог - это служебная часть речи, которая указывает на разл...
Индивидуально-подгрупповое планирование работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Речевой материал подобран с учетом лексической темы...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»
Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации - ...