Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гладышева Инна Валерьевна

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го года с ОНР по подготовке к обучению грамоте. В Программе представлен календарно-тематический план на учебный год. Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                   Утверждена

                                                                                                   приказом МБДОУ д/с № 17

                                                                                                   комбинированного вида

                                                                                                   от________№_________    Программа  принята на заседании

педагогического совета МБДОУ д/с №17

комбинированного вида                        

протокол  № ___от  _____________

                                                                           

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического

кружка «По ступенькам грамоты»

Скачать Игры картинки автоматизация звук 4

Разработчик:

учитель – логопед

Гладышева И.В.

г. Лысково, 2015

Пояснительная записка

   

   В последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, затрагивающими все стороны языковой системы: фонетико – фонематическую, лексическую, грамматическую. Общеизвестно, что вовремя не исправленные речевые отклонения могут проявиться и в школьном обучении, создавая помеху  успешному освоению школьной программы. Поэтому так важно не только вовремя устранить речевое недоразвитие, но и предупредить ошибки, которые могут возникнуть при овладении детьми процессами чтения  и письма в школе. С этой целью считаю необходимым большое внимание уделять развитию фонематического восприятия и овладению навыками звуко – буквенного  анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР.      

     Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут закрепляться полученные на логопедических занятиях умения ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка, будут развиваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки; а также  станет более совершенной звуковая сторона речи, т.е. ребёнок сможет овладеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных). Специально подобранные дидактические игры, упражнения и задания позволят расширить словарный запас детей, научат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, разовьют грамотность ребёнка.            

     Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год. 
Данная программа предназначена для детей указанной группы, у которых в ходе логопедического обследования, проведённого  с 02.09.14 по 15.09.14, было выявлено слабое владение навыками звукового анализа и синтеза (см.
«Программу логопедической коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности №1 для детей с ОНР на 2014/2015 уч.г.»,  раздел 2.2. «Логопедическое обследование детей»).  Программа предполагает проведение одного занятия в неделю (каждую среду) во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.

Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

 

Задачи

коррекционно – развивающей программы кружка « По ступенькам грамоты»:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а именно:

развитие умение вслушиваться в слова; определение на слух протяжённости слова;

выделение звуков;

различение звуков, близких по звучанию;

определение позиции звука в слове;

определение последовательности и количества звуков в слове;

  • развитие навыков звуко – буквенного  анализа и синтеза:

умение различать гласные и согласные звуки;

умение определять согласные звуки по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости;

умение составлять звуковую схему слова, а также составлять слова из букв разрезной азбуки;

закрепление навыка делить слова на слоги, определять ударный слог;

  • развитие навыка языкового анализа:

деление речевого потока на предложения, предложения – на отдельные слова, умение делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении;  

  • закрепление  навыка послогового чтения слов и предложений;
  • умение разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, упражнения грамматической арифметики.

Ожидаемые результаты освоения программы кружка «По ступенькам грамоты» к концу учебного года:

К концу учебного года дети владеют следующими умениями и навыками.

1.Выделяют звук из слова; определяют позицию звука в слове, звуковой состав слова; различают звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам ([с] – [ш], [з] – [с], [ч] – [т], [м] – [мь] и т.д.)

2.Самостоятельно составляют звуковые схемы слов, различные по слоговому составу;  схемы предложений; а также  составляют слова из букв разрезной азбуки.

3. Характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.  
4.Умеют делить слова на слоги, используя различные способы. Правильно расставляют ударение в словах.

5. Подбирают слова по заданной звуковой модели.
6. Анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их. Определяют количество слов в предложении и их последовательность.

7.Различают звук и букву.

8.Владеют послоговым чтением слов и предложений.

9.Умеют разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.

Список детей, посещающих кружок «По ступенькам грамоты»

1. Тимофей Д.

2. Илья К.

3. Алёша С.

4. Никита С.

5. Карина С.

6. Вика С.

Календарно – тематическое планирование дополнительной  коррекционно – развивающей деятельности учителя  - логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 в условиях работы логопедического кружка « По ступенькам грамоты»

Условные обозначения:

А – профилактика акустической дисграфии

О – профилактика оптической дисграфии

ЯАС – профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дата проведе

ния

Тема

Задачи

Д/и, упражнения, задания

ППРС

Сентябрь

17.09.14

Понятие о слове

(ЯАС)

Закрепление понятия «слово».

Развитие представлений о многообразии слов. Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.

«Подбери слово – действие», «Подбери слово – признак»

«Какой, какая, какие?»

«Кто что делает?»

Лото «Что меня окружает»

24.09.14

Такие разные слова

(ЯАС)

Закрепление  знаний  о словах. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже), измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).

«Длинное или короткое»

«Придумай слово»

«Найди подходящую картинку»

Длинные и короткие полоски для обозначения слов

Октябрь

01.10.14


Делим слова на слоги

(ЯАС)

Закрепление терминов «слово», «слог». Развитие умения определять количество слогов в словах; делить слова на слоги хлопками, шагами.

«Прохлопай (прошагай) слово»

«Сосчитай слоги»

Картинки на слова с различной слоговой структурой;

счётные палочки

08.10.14

Слог и гласные звуки

(ЯАС)

Закрепление  знаний о слоге как части слова. Закрепление представлений детей о гласных звуках и их слогообразующей функции

«Прохлопай (прошагай) слово»

«Назови гласный звук в слове»

«Кто самый внимательный?»

«Сколько гласных звуков в слове?»

Картинки на слова с различной слоговой структурой;

красные кружки для обозначения гласных звуков

15.10.14

Согласные звуки

(ЯАС)

Закрепление знаний о согласных звуках и умение  отличать их от гласных.

«Подними квадрат»

«Назови первый звук»

«Придумай слово»

«Живые звуки»

Красные кружки и синие квадраты.

Схемы: «Гласные звуки»

«Согласные звуки»

22.10.14

Звонкие и глухие согласные

(А)

Закрепление умения определять согласный звук по звонкости – глухости, опираясь на тактильный контроль (приём «Ладошка-горлышко»)

«Звонкий или глухой»

«Рассели животных» (см. картотеку)

Картотека игр по дифференциации звонких и глухих согласных.

Настольная игра «Звонкий или глухой?»

29.10.14

Звонкие и глухие согласные (продолже

ние)

(А)

Закрепление умения определять согласный звук по звонкости – глухости. Развитие умения самостоятельно подбирать слова на звонкие и глухие согласные.

«Придумай слово»

«Замени звук»

«Помоги Тиме и Диме» (см. картотеку)

Картотека игр по дифференциа

ции звонких и глухих согласных.

Картинки на звонкие и глухие согласные.

Ноябрь

05.11.14

Твёрдые и мягкие согласные

(А)

Закрепление умения определять согласный звук по твёрдости – мягкости, опираясь на зрительный, слуховой и кинестетический контроль (улыбка во время произнесения мягких согласных)

«Твёрдый или мягкий?»

«Назови первый звук»

«Скажи наоборот»

«Придумай слово»

Синие и зелёные квадраты.

Схема «Согласные звуки».

Картинки на твёрдые – мягкие согласные. Д/и «Рассели животных»

12.11.14

Звучащие слова

(ЯАС)

Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Совершенствова

ние умения подбирать слова с заданным звуком. 

«Живые звуки»

«Придумай слово»

«Измени слово»

«Составь схему»

Модели для обозначения звуков. Предметные картинки на одно- и двухсложные слова.

19.11.14

Звучащие слова (продолже

ние) (ЯАС)

Освоение звукового анализа слова. Развитие умения подбирать нужную картинку к схеме.

«Подбери картинку»

«Что неправильно?»

«Дострой схему слова»

Модели для обозначения звуков. Предметные картинки на одно- и двухсложные слова.

26.11.14

Буду всё о звуках знать!

(ЯАС)

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках, согласных твёрдых - мягких, звонких - глухих. Развитие навыка звукового анализа.

«Какой звук»

«Назови слово»

«Скажи наоборот»

Д/и «Всё о звуках знать хочу!»

Декабрь

03.12.14

Ударение

(ЯАС)

Закрепление понятия «ударение».

Развитие умения выделять ударный звук в слове.

«Назови ударный звук»

«Исправь ошибку Незнайки»

Предметные картинки на двух – трёхсложные слова.

Кукла Незнайка

10.12.14

Ударение. Звуковой анализ

(ЯАС)

Закрепление навыка составлять звуковые схемы двухсложных слов и обозначать в них ударение.

Рисование звуковых схем в тетрадях с разделением на слоги и расстановкой ударения.

Индивидуальные тетради, цветные карандаши. Предметные картинки на двухсложные слова.

17.12.14

Звуко – буквенный анализ

(ЯАС)

Совершенствование навыка звукового анализа; развитие умения составлять слова из пройденных букв.

«Составь схему слова»

«Собери слово из букв»

«Какой буквы не хватает?»

Модели для обозначения звуков. Кассы букв. Магнитные буквы.

24.12.14

Игры со звуками и буквами

(ЯАС)

Закрепление изученного о звуках и буквах.

«Составь слова из букв»

«Составь слова из слогов»

«Соедини картинку со схемой»

Модели для обозначения звуков, магнитные буквы, кассы букв. Карточки с занимательными заданиями.

Январь

14.01.15

Звуки, слоги, слова

(ЯАС)

Повторение изученного о звуках, слогах, словах. Закрепление имеющихся навыков анализа звукового состава слова, деления слов на слоги, определения количества слогов и выделения ударного слога.

Игры те же (по усмотрению учителя – логопеда и предпочтениям детей)

По выбору детей и усмотрению учителя - логопеда

21.01.15

Предложе

ние

(ЯАС)

Закрепление понятия «предложение». Развитие умения составлять предложение по заданному слову, по нескольким опорным словам.

«Придумай предложение»

«Подружи слова»

«Исправь ошибку Незнайки»

Мяч.

Сюжетные картинки.

Кукла Незнайка.

28.01.15

Предложе

ние (продолже

ние)

(ЯАС)

Закреплять навык определения количества слов в предложении и установления  их последовательности, а также умение составлять схему предложения.

«Сосчитай  – ка!»

«Составь схему предложения»

«Придумай предложение с двумя (тремя) словами»

Модели для обозначения слов в предложении.

Сюжетные картинки.

Индивидуальные тетради, простые карандаши.

Февраль

04.02.15

Игра «Умный сундучок»

(ЯАС)

Закрепление имеющихся у детей  знаний о звуках, слогах, словах, предложениях; совершенствование навыка составления звуковых схем, а также схем предложений.

Сундучок с заданиями, написанными на карточках. Фишки (жетоны) для поощрения деятельности детей. Сладкие призы.

11.02.15

Дружные   буквы

(О)

Развитие навыка послогового чтения на материале пройденных букв

«Живые буквы»

«Составь слоги из букв»

«Составь слова из букв»

Магнитные буквы, кассы букв. Предметные картинки на односложные слова, на двухсложные слова с открытыми слогами.

18.02.15

Звуки и буквы

(О, ЯАС)

Разграничение понятий «звук» - «буква». Совершенствова

ние фонематического восприятия. Совершенствова

ние навыка буквенного синтеза.

«Подружи звуки»

«Подружи буквы»

«Сложи слово из первых звуков»

«Расшифруй слово»

«Зашифруй слово»

Магнитные буквы, кассы букв. Ряды предметных картинок.

Индивидуальные тетради, карандаши.

25.02.15

Игры Деда Буквоеда

(ЯАС)

Совершенствова

ние навыка звуко – буквенного анализа.

«Звук заблудился»

«Найди пропавшую букву»

«Рассыпанные слова»

«Найди слово в слове»

Магнитные буквы, кассы букв. Карточки с заданиями Деда Буквоеда

Март

04.01.15

Игры Деда Буквоеда (продолже

ние)

(ЯАС)

Совершенствование навыка звуко – буквенного синтеза.

«Слоговое лото»

«Из одного слова – несколько»

«Собери слово из букв»

Магнитные буквы, кассы букв. Карточки с заданиями Деда Буквоеда

11.03.15

Буквенный диктант

(О)

Закрепление знаний об изученных буквах. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление навыка послогового чтения.

«Узнай букву и напиши её»

«Подпиши картинку»

«Соотнеси картинку и слово»

Бумага, карандаши. Демонстр-е буквы.

Предметные картинки, карточки со словами.

18.03.15

Буквы знаем хорошо!

(О)

Закреплять знания об изученных буквах с помощью теста «Корректурная проба»

Тест «Корректурная проба»

«Соедини буквы»

Бланки теста «Корректурная проба»

25.03.15

Заниматель

ные буквы

(ЯАС)

Развитие умения разгадывать ребусы, анаграммы, кроссворды. Закрепление знаний букв и навыка чтения.

«Расшифруй слово» (ребусы)

«Составь новое слово» (анаграммы)

«Прочитай наоборот» (перевёртыши)

«Реши кроссворд»

Карточки с ребусами, анаграммами, шарадами, ребусами. Магнитные буквы, цифры.

Апрель

01.04.15

Дифферен

циация букв С и Ш

(А)

Упражнение в различении букв

С и Ш

 «Вставь букву С или Ш»

«Напиши в столбики слова с буквой С, с буквой Ш»

Буквы С, Ш.

Корректур

ная проба.

Карточки с заданиями. Тетради, карандаши.

08.04.15

Дифферен

циация букв З и Ж

(А)

Упражнение в различении букв

З и Ж

«Вставь букву З или Ж»

«Допиши слово»

«Найди все буквы З»

«Найди все буквы Ж»

Буквы З, Ж.

Корректурная проба.

Карточки с заданиями.

Тетради, карандаши.

15.04.15

Дифферен

циация букв С и Ц

(А)

Упражнение в различении букв

С и Ц

«Допиши слово буквой С или Ц»

«Продолжи слово»

Найди все буквы С»

«Найди все буквы Ц»

Буквы С, Ц.

Таблица Корректур

ная проба.

Карточки с заданиями. Тетради, карандаши.

22.04.15

Дифферен

циация букв Ч и Т

(А)

Упражнение в различении букв

Ч и Т

«Буквы заблудились»

«Напиши слова в столбики»

«Допиши слова буквами Ч или Т»

Буквы Ч, Т.

Корректурная проба.

Карточки с заданиями.

Тетради, карандаши.

   

29.04.15

Дифферен

циация букв Ч и Щ

(А)

Упражнение в различении букв

Ч и Щ

«Найди все буквы Ч»

«Найди все буквы Щ»

«Буквы потерялись»

«Допиши слова»

«Продолжи слово» «Прочитай слова с буквой Ч, с буквой Щ»

Буквы Ч, Щ.

Корректурная проба.

Карточки с заданиями.

Тетради, карандаши.

Май

06.05.15

Повторе

ние. Звуки речи.

(ЯАС)

Повторение знаний о звуках речи, их классификации. Закрепление навыка звукового анализа слов.

«Расскажи о звуке…»

«Придумай слово со звуком…»

«Замени звук»

«Составь схему слова»

«Подбери слово к схеме»

Модели для звукового анализа.

Д/и «Всё о звуках знать хочу!»

13.05.15

Повторе

ние. Слова и предло

жения.

(ЯАС)

Повторение знаний о том,  что наша речь состоит из предложений, а предложения -  из связанных по смыслу слов.

«Подбери слово-действие»

«Подбери слово – признак»

«Придумай предложение»

«Подружи слова»

«Составь схему предложения»

Модели для составления схем предложений.

Предметные картинки. Сюжетные картинки. Мяч.

20.04.15

Итоговая игра «Умники и умницы»

Обобщение и систематизация полученных знаний о звуках, слогах, словах, предложениях, буквах.

По выбору учителя-логопеда из ранее используемых игр и упражнений

Сундучок с карточками, на которых написаны различные задания, игры, упражнения.

Тетради, простые карандаши, фломастеры, фишки для поощрения деятельности детей, картонные медальки. Сладкие призы.

Литература

  1. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырёх книгах. – М.: «Школьная Пресса», 2009.
  2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.- 368 с.
  3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб.: Изд-во КАРО, 2002. – 368 с.
  4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С.Сековец. – М.: АРКТИ, 2006. – 368 с.
  5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-216 с.
  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
  8. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. - М.: Просвещение, 2009. – С.72 – 118.  
  9. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье представлен опыт взаимодействия специалиста и воспитателей группы компенсирующей направленности в рамках коррекционно-развивающей деятельности....

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Муха-Цокотуха – именинница!»

В процессе работы над понятиями "словосочетание" и "предложение" важную роль играет правильное употребление предлогов. Предлог - это служебная часть речи, которая указывает на разл...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»

Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации  - ...