Игры для развития словаря синонимов
картотека по развитию речи

Рерих Ольга Григорьевна

Игры для развития словаря синонимов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_slovarya_sinonimov.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития словаря синонимов.

  1. «Бежать-мчаться»

Учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Воспитатель задает вопрос:- Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Бросает мяч кому-то из детей. Тот должен объяснить пару слов. Если затрудняется, то дети ему помогают, а он плати фант.

засмеялись – захихикали;

бежать – мчаться;

пришли – приплелись;

плакать – рыдать;

разговаривать – болтать;

думать – размышлять;

открыть – отворить;

отыскать – найти;

зябнуть – мерзнуть;

поразить – удивить;

шалить – баловаться;

забавлять – развлекать;

прощать – извинить;

звать – приглашать

вертеться – кружиться;

греметь – грохотать;

опасаться – бояться;

бросать – кидать;

вертеть – крутить.

- Придумайте предложение с любой парой слов.

2. «Скажи по-другому»

формировать умение выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда.

Воспитатель говорит: "У одного мальчика было плохое настроение, какими словами можно про него сказать?

 Я придумала слово «печальный», можно так сказать? Да, это все слова, близкие по значению, слова-друзья.

—Послушайте, какие я назову предложения:

Дождь идет (льет).

Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово «идет».

«Весна идет» — как можно сказать по-другому? (наступает).

Гроза идет (приближается)

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

  • Чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая);
  • Самолет сел (приземлился), солнце село (зашло), Батарейка села (перестала работать);
  • Часы идут (работают, тикают)
  • Люди идут (передвигаются, шагают)
  • Река бежит (течет, струится);
  • Мальчик бежит (мчится, несется).
  • Девочка стучит (ударяет, долбит)
  • Машина везет (доставляет, перемещает)
  • Альпинист лезет (карабкается, двигается)

Как назвать одним словом:

  • очень большой — громадный — огромный.
  • очень маленький — малюсенький – мелкий.

3. «Как лучше сказать»

Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

Воспитатель говорит детям, что они будут писатели и будут сочинять сказку о медвежатах, подбирая необходимые для этого слова.

«Однажды два медвежонка пошли гулять по лесу.

Но какие они были разные!

 Первый медвежонок веселый, подвижный, очень любил играть.

 Залез он на дерево. Чует,  медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице.

Какой был медвежонок?

К слову веселый подберите близкие по смыслу слова

(радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый).

И к маме он не просто побежал, а...

 (помчался, полетел стрелой, помчался сломя голову).

А другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный.

 А как можно сказать о нем по - другому?

(Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.) 

Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела.

 Совсем ему стало плохо и невесело или...

(грустно, скучно, обидно).

 Какой он был?

(Грустный, обиженный, огорченный, печальный.)

И к маме он не просто пошел, а...

 (побрел, поплелся).

Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.

4. «Скажи по-другому»

Учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Однажды я вышел на людную площадь

И рядом увидел печальную лошадь

Средь шума и смеха, тиха и бледна,

С букетом фиалок стояла она.

И я, поклонившись, шепнул ей:

- Простите.

Ответьте, прошу, отчего вы грустите?

Печальная лошадь, вздохнув, отвечала

-Я нынче впервые на площадь попала.

В обычные дни я ее обхожу

До ночи тележку с дровами вожу.

Мне б очень хотелось дождаться салюта

Но только салюта все нет почему-то.....

(А Дмитриев)

-Какая лошадь была в стихотворении?

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если лошадь печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: «мальчик хлопает дверью. Мама хлопает ковер».

- Какое слово повторялось? (Хлопает.)

Попробуйте заменить слово хлопает.

  • -Форточка хлопает ... (стучит).
  • -Мама хлопает (выбивает пыль из ковра).
  • -Зритель хлопает (бьет в ладоши)

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

Сварщик варит трубопровод. Мама варит суп.

Водитель ведет трамвай. Мама ведет дочь.

Хоккеист забил шайбу. Папа забил гвоздь.

Трамвай идет. Дождь идет.

Болельщики болеют. Дети болеют.

Часы бьют. Фонтаны бьют.

5. «Три слова»

Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Взрослый называет три слова и просит ребенка выбрать из них два слова – «приятеля».

Речевой материал:

  • судно – волна – корабль;
  • дрова – пламя – огонь;
  • старушка – бабушка – дедушка;
  • стрельба – война – обстрел;
  • страх – смех – ужас;
  • танцевать – плясать – петь;
  • стараться – пытаться – трудиться;
  • стучать – звонить – барабанить;
  • приятель - друг - враг;
  • грусть - радость - печаль;
  • еда - очистки - пища;
  • труд - завод - работа;
  • танец - пляска - песня;
  • бежать - мчаться - идти;
  • думать - хотеть - размышлять;
  • шагать - сидеть - ступать;
  • слушать - глядеть - смотреть;
  • трусливый - тихий - пугливый;
  • старый - мудрый - умный;
  • бестолковый - маленький - глупый;
  • смешной - большой - огромный.

7. «Два приятеля»

Развитие словаря синонимов. Придумай слова-приятели к данным словам:

  • крошечный - (маленький),
  • смелый - (храбрый),
  • прекрасный - (красивый),
  • радостный – (веселый),
  • грустный – (печальный),
  • большой – (огромный),

8. «Скажи по-другому»

Учить детей подбирать синоним к заданному слову.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

Усложнением: является подбор синонимов к отдельным словам разных частей речи. Взрослый произносит слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом? » В случае затруднений существительное, глагол, прилагательное или наречие предлагаются в словосочетании: хороший артист, сказочный великан, приятный аромат и др.

«Большой слон» - предлагает воспитатель.

Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом? »

Даются образцы правильных ответов:

Бросить мяч – кинуть мяч.

Глядеть в окно – смотреть в окно

Речевой материал:

тяжелое заболевание (болезнь);

малое дитя (ребенок);

длинный путь (дорога);

спешить в детский сад (торопиться);

бросить мяч (кинуть);

быстро прыгает (скачет);

погасить свет (потушить);

глядеть в окно (смотреть);

смелый человек (храбрый);

грустные глаза (печальные);

актер – артист;

великан – гигант, верзила;

аромат – запах;

ерунда – чепуха;

воин – боец;

друг – товарищ;

радостный – веселый;

старый – дряхлый, ветхий;

ароматный – душистый;

алый – красный;

блестеть – сиять, сверкать, искриться;

лезть – забираться;

 бросать – кидать, швырять;

баловаться – шалить;

возникнуть появиться;

смотреть – глядеть;

бежать – мчаться, нестись;

беречь – охранять;

говорить – беседовать, толковать, разговаривать;

волноваться – беспокоиться, тревожиться, заботиться;

близко – рядом, поблизости, вблизи;

быстро – скоро, проворно, мигом;

верно – правильно;

понятно – ясно.

твердый – мягкий – жесткий;

большой – крупный, огромный, громадный;

трусливый – пугливый, боязливый, робкий;

9. «Придумай предложение»

Ребенку дается задание придумать предложения с каждым из трех названных слов-синонимов.

Речевой материал:

• битва – бой – сражение;

• событие – происшествие – случай;

• состязание – соревнование – конкурс;

• боец – воин – солдат;

• сообразительный – смышленый – догадливый;

• большой – крупный – огромный;

• трусливый – пугливый – боязливый;

• говорить – беседовать – толковать;

• создать – сделать – сочинить.

10.«Назови лишнее слово»

Учить детей по определенному признаку отбирать лишние слова.

Воспитатель называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) Среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

трусливый, тихий, пугливый, надежный

б) Среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

ненавидеть, презирать, наказывать;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

налил, насорил, вылил;

подбежал, вошел, подошел.

в) Среди существительных

битва, бой, сражение, катастрофа.

событие, происшествие, случай, обстрел

состязание, соревнование, конкурс, бег;

боец, воин, солдат, пожарный;

судно, волна, корабль,

дрова, пламя, огонь;

старушка, бабушка, дедушка;

стрельба, война, обстрел;

страх, смех, ужас, испуг;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию словаря

Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Игры на развитие словаря существительных

Игры, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.

Дидактические игры для развития словаря ...

Дидактические игры по развитию словаря

Картотека дидактических игр по развитию словаря...

Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)

Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится  общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...

Картотека игр, направленная на развитие речи старших дошкольников Речевые игры на развитие словаря

Картотека игр, направленная на развитие речи старших дошкольников Речевые игры на развитие словаря ...