Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Бородина Екатерина Александровна

Дидактические игры для развития словаря                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    (настольно - печатная, словесная, с предметами)

 

Возрастная группа: старшая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_formirovaniyu_slovarya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игра из сборника

Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Описание структурных компонентов игры

Вид игры:  с предметами

НЕ ОШИБИСЬ!

Материал.                                                    Резиновые предметы, деревянные предметы, металлические предметы,        пластмассовые предметы, 4 корзинки.                                    

Воспитатель говорит:

- Сейчас, ребята, мы поиграем в игру « Не ошибись!». У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен мяч (Показывает корзинку с мячом). Сюда надо будет найти и положить все предметы , сделанные… Из чего они сделаны?

- Из резины, - отвечают дети.

- А на этой корзине наклеена картинка с матрешкой. Сюда будем собирать все предметы…

- Деревянные.

- На этой корзине наклеена картинка с юлой. Сюда будем собирать все предметы…

- Металлические.

- На этой корзинке наклеена картинка с пирамидкой. Сюда будем собирать все предметы…

- Пластмассовые.

- Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Искать предметы нужно в отведенной для игры зоны (воспитатель показывает детям эту зону).

Считалочкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их  должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

Например: мяч – резиновый, мягкий, гладкий, матовый; матрешка – деревянная, твердая, гладкая, блестящая; юла – металлическая, твердая, гладкая, блестящая; ведро – пластмассовое, твердое, гладкое,  матовое.

Дидактическая задача.                            Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; упражнять детей в различении предметов по материалу: резиновый,  деревянный, металлический, пластмассовый; закрепить знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игровая задача.                                     Правильно и как можно больше найти одинаковых по материалу предметов.

Игровые правила.                                    Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Игровые действия.                             Соревнование, собирать в корзинку предметы одинаковые по материалу, выкладывать и пересчитывать предметы, проверять, не было ли допущено ошибки, рассказывать о свойствах предмета.

Итог игры.                                                                            В конце объявляется звено-победитель, тот, кто больше всех собрал предметов одинаковых по материалу. Победителей приветствуют аплодисментами.

Группа детей делится на четыре звена.

Игра из сборника

Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Описание структурных компонентов игры

Вид игры:  настольно-печатная

ЗООЛОГИЧЕСКОЕ  ДОМИНО

Материал.                                                Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой части карточки изображено дикое или домашнее животное.

Для игры необходимо 24 карточки. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек.

Дидактическая задача.                       Закрепить знания детей о диких и домашних животных; правильно их называть; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровая задача.                                               Первым положить все свои карточки.

Игровые правила.                                            Класть карточки  по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. Играющие дети должны назвать животное на карточке, которому есть пара, а затем положить свою карточку. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки.

Игровые действия.                                                   Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Итог игры.                                              Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре.

Играющих детей – 4 человека.

Игра из сборника

Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Описание структурных компонентов игры

Вид игры:  словесная

ПТИЦЫ

Материал.                                                  Камешек, фанты.

Все дети садятся на стулья, поставленные в круг или вокруг стола, или становятся в кружок.                                Один из играющих берет в руки камешек и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает камешек и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает камешек своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и быстро передает камешек следующему.                                                Камешек можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Дидактическая задача.         Закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Игровая задача.                                             Быстро назвать птицу, которую еще не называли.

Игровые правила.                                         Называть птицу можно только после того, как получишь камешек, отвечать нужно быстро. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды. Если кто-нибудь назовет птицу, которую уже называли, у него берут фант.

Игровые действия.                                      Передача камешка, отыгрывание фантов.

Итог игры.                                               Воспитатель говорит, что назвали много птиц, а больше всех тот, кто не отдал ни одного фанта.                                                             По окончании игры начинается выкуп фантов.

Играют все дети.

Игра из сборника

Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Описание структурных компонентов игры

Вид игры:  словесная

НАОБОРОТ

Материал.                                                  

Мяч.

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по значению, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше – ближе).  Воспитатель произносит не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, сильный – слабый, веселый – грустный,  завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Дидактическая задача.                       Обогащать речь детей  наречиями, прилагательными, глаголами противоположными по значению. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровая задача.                                        Правильно называть слова с противоположным значением.                                             

Игровые правила.                                  Называть слова, только противоположные по значению.   Называть слово можно только после того, как поймаешь мяч.                                      

Игровые действия.                                      Бросание и ловля мяча.                                    

Итог игры.                                          Воспитатель хвалит детей, говорит, что они назвали много слов противоположные по значению.

Играют все дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного за...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарн...

Сборник "Дидактические игры на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Сборник содержит дидактический материал для применения воспитателями и родителями в работе с детьми 5-6 лет....

Дидактические игры по развитию словаря во 2 младшей группе

Перспективный план дидактических игр для воспитателей...