Главные вкладки

    Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Печёнкина Кристина Олеговна

    Подбор дидактических игра на развитие антонимии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.

    МБДОУ  «ЦРР – детский сад «Колокольчик»

    Учитель – логопед: Печёнкина К.О.

    Для того чтобы научить сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе взрослый интонацией подчеркивает их качественную противоположность.

    Например: широкая — узкая лента, длинный — короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы.

    Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие упражнения:

    1. Дидактическая игра « Скажи словечко наоборот»

    Дополнить фразу словами, противоположными по значению.

    «Река — глубокая, ручей — мелкий».

     «Зимой день короткий, летом длинный»,

    «Весной ласточки прилетают, осенью улетают».

    Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях.

     «Рубашка — новая, а майка старая»

     «Синий карандаш острый, а красный тупой»

    При объяснении слов-антонимов детям можно показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет.

    Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий), учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой.

    1. Дидактическая игра «Высокий — низкий»

    Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

    К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка .

    — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

    — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

    — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

    …Никому отказа нет,

    Подан каждому обед:

    Собачке — в миске,

    В блюдечке — киске,

    Курочке-есушке —

    Пшена в черепушке,

    А Машеньке — в тарелке,

    В глубокой, не в мелкой.

    — Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

    1. Дидактическая игра «Куклы: веселая и грустная»

    Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

    Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

    Использованная литература:

    Косинова Е. «Уроки логопеда». Москва 2009

    Под. Ред. Стребелевой Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». Москва «просвещение» 2009.

    Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детство-пресс», 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

    Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

    ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

    В данной статье собрано несколько фрагментов занятий, где используются дидактические игры для развтия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня антонимии....

    Развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в стихах.

    Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использова...

    Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

    Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...