Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности
консультация по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности Основные задачи по развитию речи в детском саде состоят в развитии всех сторон речи – фонематического слуха, речевого аппарата, словаря, грамматической, произносительной, звуковой культуры речи. В соответствии с данными задачами организуется образовательная деятельность в образовательной области «Речевое развитие». Применение игровых технологий, активных методов обучения в процессе речевого развития ребенка позволяет сделать образовательный процесс более эффективным. Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В любом случае. В образовательной процессе детского сада должны быть созданы необходимые условия для развития речи средствами игры. Развитие речи дошкольника в игровой деятельности ФГОС ДО определяет способы и формы педагогической работы. При этом основополагающими положениями являются выводы ФГОС ДОО специфических видов деятельности детей от 3 до 7 лет. Среди прочих видов деятельности ФГОС ДО перечисляет иигровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.; а так же коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Среди наиболее современных разработок на данную тему выделяется особо труды Селевко Г. К. Ее труды связаны и базируются на понимании «игровые технологии», а не игра. Таким образом труды Селевко Г. К. содережат инновационные понятия педагогики. Более ранние труды не использовали данного понятия, содержали лишь теоретические разработки говорящие о необходимости использования игры в педагогическом процесс. Селевко Г. К. в своих трудах не только отграничивает игру, как вид жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста от понятия педагогических игровых технологии, но и разрабатывает на данной основе классификацию собственно педагогических методов игры. Т. н. «Игровых технологий». Рассмотрим подробнее наработки Селевко Г. К. по исследуемой нами проблеме. Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – прим. автора исследования) педагогическая игра обладает отличительным признаком - наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики – прим. автора данной работы).Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности. Методика организации коллективной игры в среде детей дошкольного возраста описана в книге Седовой Л. Н. и Толстолуцих Н.П. Использование каких-либо образовательных технологий состоит в наличии в данной технологии педагогического смысла. Особенностями педагогической игры в развитии детей дошкольного возраста, по мнению указанных авторов, являются: • активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами • преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема; • актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация; • появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности; • замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью; • совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности. По мнению тех-же авторов, «игра как средство воспитания» имеет ряд особенностей. Иными словами, речь пойдет об особенностях применения педагогической игры в образовательном процессе дошкольников. Итак, мнение указанных ученых состоит в том, что в педагогической игре помимо взаимоотношений, которые разыгрываются между детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя на себя ролью, возникают отношения «не изображаемые, а действительные». Эти виды отношений не тождественны, и могут находиться в конфликте друг с другом. Автор данной работы понимает выдвинутый в книге «Теория и методика воспитания» авторами тезис следующим образом. Отношения, возникающие в произвольной игре детей лежат в одной плоскости, в то время как отношения, возникающие в педагогической игре, осложняются педагогическим сопровождением. К отношениями ребенок-ребенок или ребенок-игрушка добавляются отношения педагог-ребенок. Педагогическая игра, даже если она предусматривает некоторую импровизацию в процессе, является спланированной педагогом, а значит протекает в рамках педагогической цели. Правильный выбор методики организации коллективной игры приводит к отсутствию конфликта отношений педагог-ребенок и ребенок-ребенок, что делает применения игровой технологии максимально эффективной в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности

Основные задачи по развитию речи в детском саде состоят в развитии всех сторон речи – фонематического слуха, речевого аппарата, словаря, грамматической, произносительной, звуковой культуры речи. В соответствии с данными задачами организуется образовательная деятельность в образовательной области «Речевое развитие».

Применение игровых технологий, активных методов обучения в процессе речевого развития ребенка позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В любом случае. В образовательной процессе детского сада должны быть созданы необходимые условия для развития речи средствами игры.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности

ФГОС ДО определяет способы и формы педагогической работы. При этом основополагающими положениями являются выводы ФГОС ДОО специфических видов деятельности детей от 3 до 7 лет. Среди прочих видов деятельности ФГОС ДО перечисляет иигровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.; а так же коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Среди наиболее современных разработок на данную тему выделяется особо труды Селевко Г. К. Ее труды связаны и базируются на понимании «игровые технологии», а не игра. Таким образом труды Селевко Г. К. содережат инновационные понятия педагогики. Более ранние труды не использовали данного понятия, содержали лишь теоретические разработки говорящие о необходимости использования игры в педагогическом процесс. Селевко Г. К. в своих трудах не только отграничивает игру, как вид жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста от понятия педагогических игровых технологии, но и разрабатывает на данной основе классификацию собственно педагогических методов игры. Т. н. «Игровых технологий». Рассмотрим подробнее наработки Селевко Г. К. по исследуемой нами проблеме.

Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – прим. автора исследования) педагогическая игра обладает отличительным признаком - наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики – прим. автора данной работы).Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности.

Методика организации коллективной игры в среде детей дошкольного возраста описана в книге Седовой Л. Н. и Толстолуцих Н.П.

Использование каких-либо образовательных технологий состоит в наличии в данной технологии педагогического смысла. Особенностями педагогической игры в развитии детей дошкольного возраста, по мнению указанных авторов, являются:

• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами

• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

По мнению тех-же авторов, «игра как средство воспитания» имеет ряд особенностей. Иными словами, речь пойдет об особенностях применения педагогической игры в образовательном процессе дошкольников. Итак, мнение указанных ученых состоит в том, что в педагогической игре помимо взаимоотношений, которые разыгрываются между детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя на себя ролью, возникают отношения «не изображаемые, а действительные». Эти виды отношений не тождественны, и могут находиться в конфликте друг с другом. Автор данной работы понимает выдвинутый в книге «Теория и методика воспитания» авторами тезис следующим образом. Отношения, возникающие в произвольной игре детей лежат в одной плоскости, в то время как отношения, возникающие в педагогической игре, осложняются педагогическим сопровождением. К отношениями ребенок-ребенок или ребенок-игрушка добавляются отношения педагог-ребенок. Педагогическая игра, даже если она предусматривает некоторую импровизацию в процессе, является спланированной педагогом, а значит протекает в рамках педагогической цели. Правильный выбор методики организации коллективной игры приводит к отсутствию конфликта отношений педагог-ребенок и ребенок-ребенок, что делает применения игровой технологии максимально эффективной в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....

Перспективный план по самообразованию "Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности"

Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники ...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразител...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий»

Консультация для воспитателей«Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий»...

Мастер – класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...