Занятие "Традиции и обычаи русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Приобщение детей к истокам русской культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы: «Традиции и обычаи русского народа»
Цель: Приобщение детей к истокам русской культуре. Задачи: Образовательные:
рушник, чугунок, самовар). Развивающие: #1056;азвивать интереса к устному народному творчеству; пословицам, поговоркам, сказкам. 2. Развивать связную речь, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Воспитательные: #1042;оспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций. Формировать навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Оборудование: Мультимедийные средства обучения, презентация к занятию, русские национальные костюмы для детей. Угощение для чаепития, музыка. Зал оформлен в русском стиле предметами народного быта: каравай, печь, прялка, стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, пряники, сахар, чугунки, деревянные ложки. Выставка книжек с русскими народными сказками.
Мини-музей: Куклы в народных костюмах, вышитые изделия бисером (воротнички, головные украшения), вышитый передник с крестиком, вязанные половички. Плетенные лапти из лычка, лукошки и короба из бересты, половички. Русские народные промыслы: (игрушки изготовленные из глины, дерева, музыкальные инструменты).
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок из цикла «Бабушкины сказки», рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр: «Золотые ворота», «Карусель», «Заря-зарница», хороводов. Разучивания стихотворений о хлебосольстве, о гостеприимстве, поговорок и пословиц о труде. Проведение бесед о русских традициях, народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. #1042;водная часть. (под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал). Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. И узнаем какие традиции дошли до наших дней. Но вспомним, что такое традиции? (ответы детей). Традиции-это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные и народные. Какие в ваших семьях есть традиции? Дети: ответы детей. Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о русских народных традициях. Тогда отправляемся в прошлое.
«Вместе хлопнули в ладоши, Дружно топнули ногой. Поприветствуем друг друга, Игру традиции начнем». Девица:» Здравствуйте, люди добрые». Молодец» Здравствуйте люди мирные!» Молодец: «Низкий поклон Вам(кланяются). Воспитатель:» Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по особенному». «Откуда же вы прибыли, гости дорогие!». Девица:» Из прошлого Древней Руси». Воспитатель: А что это за название Древняя Русь? (когда- то давным-давно страна наша называлась «Русью». А как сейчас она называется? (Россия), а люди живущие в России? (россияне). Чем для нас является Россия? (Наша Родина). А у вас есть маленькая Родина? (дом, детский сад, это место, где вы родились и живете). Какие пословицы вы знаете о Родине? Нет земли краше, чем Родина наша», «Береги землю родную, как мать родную». (фото) какую одежду носили старину. Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель и даже посуда. При входе в избу мы попадаем в горницу. (Фото горницы). Воспитатель: Кто знает, что такое горница? Горница- это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку. Хором: Хозяюшка, выходи, Гостей в горнице примите! (выходят хозяйка в русском сарафане, в руках у нее каравай, а хозяин в рубахе).
Воспитатель: А вот и хозяйка с хозяином нас хлебом солью встречают.
#1045;сли мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим То гостей мы всех встречаем Круглым, пышным караваем. Вот он хлебушка душистый, С хрустом корочки витой, Вот он теплый золотистый Словно солнцем залитой. #1054;н на блюде расписном, С белоснежным рушником, С караваем соль подносим, Поклонись, отведать просим! В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло, В нем земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Угощаем гостей караваем. Воспитатель: Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом(караваем) и солью? Ответы детей Правильно, ребята, хлеб во все времена был главной едой на столе и у бедных и у богатых. Большой труд вкладывали люди, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его ничто другое. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостью, встречали его караваем хлеба с солью. Гость должен был отломить кусок хлеба, макнуть его соль и съесть. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. (фото). Воспитатель: Давайте вспомним, пословицы про хлеб: «Хлеб-всему голова». «Будет хлеб- будет и обед». «Хлеб да вода-здоровая еда». Воспитатель: Русский народ издавна славился гостеприимством. -Ребята как вы понимаете слово «ГОСТЕПРИИМСТВО», -Это значит гостей принимать. -встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки. С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились? Дети. «Что есть в печи, все на стол мечи». «Умел гостя звать, умей и угощать», «Гостю щей не жалей, а погуще лей». «Хороший гость дому радость», Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим, что еще есть в старинной русской избе. Что самым главным является в доме? (фото печи). Главная в избе –это печь. Печь, она как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Воспитатель: А это, что за предмет такой дивный? (фото). Дети: прялка. Воспитатель: Кто знает, для чего она нужна? Дети: ответы детей. Воспитатель: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи. (фото). Воспитатель: В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи(фото), пекли хлеб (фото посиделок). Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешки, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом (фото). Делали они все это зимними вечерами, когда собирались все вместе в одном доме. Называлось это посиделками. За работой песни распевали, а то и шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде? Ответы детей: «Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не выловишь рыбку из пруда» Дети по ролям: -Где ты, брат Иван? В горнице. Ножки, -ножки, где вы были? Куда Фома, едешь? Куда погоняешь? А что делаешь? Помогаю Петру. За грибами в лес ходили -Еду сено косить. -А Петр что делает? Что вы, ручки работали? На что тебе сено? -Да на печи лежит. Мы грибочки собирали. -Коровок кормить. А вы глазки помогали? На что тебе коровки? Мы искали и смотрели Молоко доить Все пенечки оглядели. А зачем молоко Деток поить. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод, сундук смастерят, куда убирали одежду. Вот и мы с вами побываем на старинной посиделке и смастерим «Русскую красавицу». «Русская красавица» (Изготовление из бумаги, сложенной гармошкой). (Звучит спокойная музыка). Танец с ложками. Воспитатель: русский народ отличался не только гостеприимством да хлебосольством, но и веселыми праздниками, народными гуляниями, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Народные игры сохранились до наших дней вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народная игра «Платочек». Вот платочек расписной. Он волшебный, не простой. Буду с вами я играть Всех платочком накрывать. Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит: Раз, два, три кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз. Воспитатель: Но не одни посиделки не обходились без чаепития. Это еще один из самых замечательных русских традиций. Воспитатель: Одно из самых замечательных традиций- это чаепитие. Стол накрывали скатертью, а середину ставили самовар. Самовар- символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства. Поэтому самовар занимал почетное место в центре стола. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он скорее остыл. Затем баранки, бублики, сладости. Воспитатель: Сейчас, по старинной русской традиции я приглашаю вас на чаепитие. -А для вас, мои детишки, Калачи, ватрушки, пышки. Наливайте, не стесняйтесь, Сладким чаем угощайтесь. (дети приглашаются к столу). Звучит музыка «У самовара…» Итог занятия Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое и узнали о наших родных, русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом солью встречали гостей. -с какими традициями русского народа мы познакомились? Гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, посиделки, чаепитие. А что больше всего понравилось? Ответы детей. Я желаю вам не забыть свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам- учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Все то, что узнали, мы сохраним. Традиции русские детям и внукам своим передадим. Воспитатель: наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в группу. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи русского народа»
Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи русского народа»...

Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...

Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеcком воспитании детей
Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеком воспитании детей...
ООД "Традиции и обычаи русского народа"
Организованная образовательная деятельность "Традиции и обычаи русского народа" ОО "Познавательнле развитие" (приобщение детей к социокультурным ценностям) проводилась в подготовительной г...

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...


