Занятие "Традиции и обычаи русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Надежда Николаевна Чугунова

Приобщение детей к истокам русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы: «Традиции и обычаи русского народа»

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуре.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
  2. Уточнять, расширять и активизировать словарь о предметах быта и их использование (горница, изба, предметы быта, посиделки, чаепитие, «народные промыслы», каравай,

рушник, чугунок, самовар).

Развивающие:

#1056;азвивать интереса к устному народному творчеству; пословицам, поговоркам, сказкам.

2. Развивать связную речь, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой

и общей моторики.

Воспитательные:

#1042;оспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов,

мудрость традиций. Формировать навыков сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Мультимедийные средства обучения, презентация к занятию, русские национальные костюмы для

детей. Угощение для чаепития, музыка. Зал оформлен в русском стиле

предметами народного быта: каравай, печь, прялка, стол, накрытый по правилам старины

(самовар, бублики, пряники, сахар, чугунки, деревянные ложки. Выставка книжек с русскими

народными сказками.

Мини-музей:

Куклы в народных костюмах, вышитые изделия бисером (воротнички, головные украшения), вышитый

передник с крестиком, вязанные половички.

Плетенные лапти из лычка, лукошки и короба из бересты, половички. Русские народные промыслы:

(игрушки изготовленные из глины, дерева, музыкальные инструменты).

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок из цикла «Бабушкины сказки», рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр: «Золотые ворота», «Карусель», «Заря-зарница», хороводов. Разучивания

стихотворений о хлебосольстве, о гостеприимстве, поговорок и пословиц

о труде. Проведение бесед о русских традициях, народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

#1042;водная часть.

(под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. И узнаем какие традиции дошли до наших дней. Но вспомним, что такое традиции? (ответы детей).

Традиции-это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные и народные.

Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о русских народных традициях.

Тогда отправляемся в прошлое.

«Вместе хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой.

Поприветствуем друг друга,

Игру традиции начнем».

Девица:» Здравствуйте, люди добрые».

Молодец» Здравствуйте люди мирные!»

Молодец: «Низкий поклон Вам(кланяются).

Воспитатель:» Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по особенному».

«Откуда же вы прибыли, гости дорогие!».

Девица:» Из прошлого Древней Руси».

Воспитатель: А что это за название Древняя Русь? (когда- то давным-давно страна наша называлась

«Русью». А как сейчас она называется? (Россия), а люди живущие в России? (россияне). Чем для нас является Россия? (Наша Родина). А у вас есть маленькая Родина? (дом, детский сад, это место, где вы

родились и живете).

Какие пословицы вы знаете о Родине?

Нет земли краше, чем Родина наша», «Береги землю родную, как мать родную».

(фото) какую одежду носили старину.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель и даже посуда. При входе в избу мы попадаем в горницу.

(Фото горницы).

Воспитатель: Кто знает, что такое горница?

Горница- это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи,

Гостей в горнице примите! (выходят хозяйка в русском сарафане, в руках у нее каравай, а хозяин в рубахе).

Воспитатель: А вот и хозяйка с хозяином нас хлебом солью встречают.

#1045;сли мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим

То гостей мы всех встречаем

Круглым, пышным караваем.

Вот он хлебушка душистый,

С хрустом корочки витой,

Вот он теплый золотистый

Словно солнцем залитой.

#1054;н на блюде расписном,

С белоснежным рушником,

С караваем соль подносим,

Поклонись, отведать просим!

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Угощаем гостей караваем.

Воспитатель: Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом(караваем) и солью? Ответы детей

Правильно, ребята, хлеб во все времена был главной едой на столе и у бедных и у богатых. Большой труд вкладывали люди, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его ничто другое. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостью, встречали его караваем хлеба с солью. Гость должен был отломить кусок хлеба, макнуть его соль и съесть. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. (фото).

Воспитатель: Давайте вспомним, пословицы про хлеб:

«Хлеб-всему голова».

«Будет хлеб- будет и обед».

«Хлеб да вода-здоровая еда».

Воспитатель: Русский народ издавна славился гостеприимством.

-Ребята как вы понимаете слово «ГОСТЕПРИИМСТВО»,

-Это значит гостей принимать.

-встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки. С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети.

«Что есть в печи, все на стол мечи».

«Умел гостя звать, умей и угощать»,

«Гостю щей не жалей, а погуще лей».

«Хороший гость дому радость»,

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим, что еще есть в старинной русской избе. Что самым главным является в доме? (фото печи).

Главная в избе –это печь. Печь, она как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно.

Воспитатель: А это, что за предмет такой дивный? (фото).

Дети: прялка.

Воспитатель: Кто знает, для чего она нужна?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи. (фото).

Воспитатель: В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи(фото), пекли хлеб (фото посиделок). Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешки, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом (фото). Делали они все это зимними вечерами, когда собирались все вместе в одном доме. Называлось это посиделками. За работой песни распевали, а то и шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ответы детей:

«Без труда нет добра»,

«Дело мастера боится»,

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

Дети по ролям:

-Где ты, брат Иван? В горнице. Ножки, -ножки, где вы были? Куда Фома, едешь? Куда погоняешь?

А что делаешь? Помогаю Петру. За грибами в лес ходили -Еду сено косить.

-А Петр что делает? Что вы, ручки работали? На что тебе сено?

-Да на печи лежит. Мы грибочки собирали. -Коровок кормить.

А вы глазки помогали? На что тебе коровки?

Мы искали и смотрели Молоко доить

Все пенечки оглядели. А зачем молоко

Деток поить.

Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод, сундук смастерят, куда убирали одежду.

Вот и мы с вами побываем на старинной посиделке и смастерим «Русскую красавицу».

«Русская красавица» (Изготовление из бумаги, сложенной гармошкой). (Звучит спокойная музыка).

Танец с ложками.

Воспитатель: русский народ отличался не только гостеприимством да хлебосольством, но и веселыми праздниками, народными гуляниями, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Народные игры сохранились до наших дней вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народная игра «Платочек».

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза.

Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит:

Раз, два, три кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком.

Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: Но не одни посиделки не обходились без чаепития. Это еще один из самых замечательных русских традиций.

Воспитатель:

Одно из самых замечательных традиций- это чаепитие. Стол накрывали скатертью, а середину ставили самовар.

Самовар- символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства. Поэтому самовар занимал почетное место в центре стола. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он скорее остыл. Затем баранки, бублики, сладости.

Воспитатель: Сейчас, по старинной русской традиции я приглашаю вас на чаепитие.

-А для вас, мои детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем угощайтесь.

(дети приглашаются к столу). Звучит музыка «У самовара…»

Итог занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое и узнали о наших родных, русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом солью встречали гостей.

-с какими традициями русского народа мы познакомились?

Гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, посиделки, чаепитие.

А что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Я желаю вам не забыть свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам- учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Все то, что узнали, мы сохраним.

Традиции русские детям и внукам своим передадим.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в группу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи русского народа»

Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи  русского народа»...

Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеcком воспитании детей

Роль обычаев русского народа в нравственно-патриотичеком воспитании детей...

Традиции и обычаи русского народа

Презентация на тему "Традиции и обычаи русского народа"...

ООД "Традиции и обычаи русского народа"

Организованная образовательная деятельность "Традиции и обычаи русского народа"  ОО "Познавательнле развитие" (приобщение детей к социокультурным ценностям)  проводилась в подготовительной г...

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...