Артикуляционная гимнастика
статья по развитию речи

Табакаева Марина Евгеньевна

Артиляционная гимнастика — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_artikulyatsionnoy_gimnastike.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика- первый шаг к красивой речи.

Артиляционная гимнастика — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти).

Причин нарушения звукопроизношения несколько. Если нарушение звукопроизношения связано с гипотонусом мышц, то мы подбираем упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата. Если же нарушения связаны с гипертонусом мышц артикуляционных органов, то мы подбираем упражнения, направленные на расслабление данных органов.

Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Бесполезно, например, пытаться ставить ребенку звук при ещё недостаточной подвижности его артикуляторных органов. Если бы речевой аппарат ребёнка работал в полной мере, то при благоприятных для развития речи социальных условиях он смог бы самостоятельно усвоить нормальную артикуляцию всех звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Гимнастика должна проводиться систематично, иначе усвоенный навык не закрепляется. – 5 мин.

2. Не следует предлагать ребенку более 5 разных упражнений за один раз. Выполнять с небольшими перерывами в медленном темпе. Каждое упражнение по 4-5 раз.

3. Упражнения предлагать в порядке возрастания сложности. Целесообразно начинать выполнять упражнения, которые у ребенка хорошо получаются.

4. Следить за качеством выполнения.

5. Артикуляционную гимнастику выполнять в положении сидя.

6. Регулярно подбадривать и хвалить ребенка.

Упражнения для развития губ

«Кит».

Как выполнять: предложите малышу широко улыбнуться, и показать при этом зубки, и замереть с такой улыбкой на 5-7 секунд.

«Слоненок»

Как выполнять: нужно вытянуть губы трубочкой и попеременно выдувать и вдувать воздух, надувать и вытягивать щечки.

          «Кит и слоненок»

          Как выполнять: Попеременно выполняем сначала упражнение «кит», потом упражнение «слоненок».

Гимнастика для языка (Расслабление)

«Месим тесто»

Как выполнять: Улыбаемся, высовываем язык. Сначала шлепаем языком между зубами – «пя- пя-пя». Затем слегка покусываем язык зубами – «та-та-та». Чередуем эти два движения.

«Блинчик»

Как выполнять: Широко открываем рот. Кладем мягкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживаем 3-5 секунд. Повторяем 3-5 раз.

Как выполнять: нужно вытянуть губы трубочкой и попеременно выдувать и вдувать воздух, надувать и вытягивать щечки.

Гимнастика для языка (Укрепление)

«Качели»

Как выполнять: Широки открываем рот. На счёт «раз» кладём язычок на нижнюю губу, на счёт «два» перемещаем язычок на верхнюю губу. Повторяем 4-5 раз.

«Веник»

Как выполнять: Открываем рот, растягивая губы в улыбке. Тянемся язычком попеременно то к левому, то к правому уголку рта. Повторяем 6-8 раз.

«Чистим зубы»

Как выполнять: Широко открываем рот в улыбке. Кончиком языка поочередно «чистим» с внутренней стороны сначала нижние, затем верхние зубы. Повторяем 4-6 раз.

«Чашечка»

Как выполнять: Улыбаемся, открываем рот. Высовываем язык и тянем его к носу. Стараемся загибать не только кончик языка, но и его боковые стороны. Повторяем 3-4 раза.

«Вкусный мёд»

Как выполнять: Улыбаемся, открываем рот. Облизываем языком сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Повторяем 4-5 раз.

«Маляр»

Как выполнять: Улыбаемся, открываем рот. Кончиком языка «гладим» верхнее нёбо. Выполняем в течение 8-10 секунд.

«Лошадка»

Как выполнять: Широко открываем рот. Щёлкаем языком громко и энергично. При этом стараемся удерживать нижнюю челюсть неподвижной. Выполняем 8-10 раз.

«Индюк»

Как выполнять: Открываем рот. Поднимаем язык к верхней губе и широким языком двигаем по верхней губе вперед-назад, произнося при этом «Бл-бл-бл».

«Горка»

Как выполнять: Открываем рот в улыбке. Упираем кончик языка в нижние зубы. Выгибаем язык горкой. Удерживаем 3-5 секунд. Повторяем 3-5 раз.

Упражнения для щек

          «Орешек»

Как выполнять: Нужно надуть сначала обе щеки одновременно, а потом – попеременно.

«Худышка»

Как выполнять: Несколько раз втянуть щеки в ротовую полость между зубами.

«Шарик»

Как выполнять: Рот закрыт. Надуваем щёки, удерживаем 3-5 секунд. Затем указательными пальчиками «лопаем» шарик. Повторяем 3-5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...