Консультация для педагогов: " Сторителлинг. Его преимущества, структура и виды".
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация:
Сторителлинг, его преимущества, структура, виды.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вашему вниманию один из интерактивных методов работы с детьми дошкольного возраста «Сторителлинг».
Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». Термин сторителлинг пришёл к нам из английского языка. Ввел его Дэвид Армстронг. В русском языке есть понятие «сказительство», и «сторителлинг» можно назвать его современным продолжением. Это способ передачи информации через рассказывание историй.
Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные, рассказанные истории, чем прочтенный текст.
Педагогический «сторителлинг» как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: образовательная, воспитательная, мотивирующая, развивающая.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Как бы это могло выглядеть?
Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.
Ещё один вид – цифровой сторителлинг– это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика).
Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Можно использовать в своей работе игру «Кубики историй». Она интересна как взрослым, так и детям - 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок - это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Для детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, можно сделать свои «Кубики историй». Больших затрат не требуется. Игра получается интересная и эффективная, может использоваться в любом месте и в любое время. Для изготовления игры «Кубики историй» понадобятся простые деревянные кубики (5*5*5, клей, ножницы и картинки). Подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, печатаются на самоклеющейся фотобумаге и обклеиваются ими грани 9-ти кубиков, складываются в красочную шкатулку. Так получается замечательная и увлекательная игра для детей. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбирается история, учитывая детский интерес, программную тематику, о ком будет история, т.е. выбирается главный герой, а также выбирается жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Суть игры «Кубики историй» заключается в том, что дети поочередно бросают на стол по одному кубику и сочиняют историю. Первый игрок бросает кубик и начинает свою историю.
Начать можно со слов «Однажды…», «Давным-давно…», «В сказочном мире…» и пр.
Следующий игрок бросает свой кубик и продолжает историю, нанизывая на нить повествования выпавший ему символ-картинку, затем третий игрок и т.д., пока все кубики не окажутся на столе.
Последний игрок завершает историю, подводит итоги, делает вывод.
Каждый раз истории получаются разными, не повторяются, так как сочетания выпавших картинок каждый раз новые.
Основой истории может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую историю, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, также любят рассказывать о книгах, которые им прочитали.
Метод «сторителлинг» имеет четкую структуру:
1.Вступление (цель – увлечь и вызвать интерес слушателя);
2.Развитие события (появляется сюжет и нравы персонажей);
3.Кульминация (развитие сюжета, основные события);
4.Заключение (завершение истории, выводы, мораль).
Преимущества использования техники «сторителлинг» с детьми дошкольного возраста:
1. Метод «сторителлинг» – один из способов разнообразить занятия, чтобы заинтересовать и найти подход к любому ребенку. Не требует больших затрат и может быть использован в любое
время и в любом месте.
2. Метод «сторителлинг» имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают воображение, логику, память, а так же повышают культурное образование.
3. Метод «сторителлинг» можно успешно использовать в проектной деятельности детей.
4. Использование метода «сторителлинг» в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
5. Метод «сторителлинг» объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Преимущество метода «сторителлинг» – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Таким образом, техника «сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для социально-коммуникативного развития детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения и развития речи. Импровизированные рассказы всегда уникальны, неповторимы тем самым вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.
Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, а молчаливые становятся более разговорчивыми.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
Сочинять истории не только увлекательно, но и очень полезно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование Палочек Кюизенера в разных видах деятельности".
Палочки Кюизенра- автодидактический материал, который важно использовать в работе с детьми не только в непосредственной образовательной деятельности, но в самостоятельной и в совместной деятельности д...

Консультация для педагогов «Подвижные игры как один из видов технологий сохранения здоровья».
Про подвижные игры....

Консультация для педагогов «Мастер – класс – организация, структура проведения»
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает уч...

Консультация для педагогов "Сторителлинг".
Консультация для воспитателейИнтерактивный метод работы с детьми — сторителлинг.Уважаемые педагоги, сегодня я хочу вас познакомить с интерактивным методом,...

Консультация для педагогов и молодых специалистов "Структура артикуляционной гимнастики"
Консультация для педагогов "Структура артикуляционной гимнастики"...

Консультация для педагогов «Сторителлинг как средство развития связанной речи»
Сторителлинг как средство развития связанной речи.Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми в развитии речи . ...

Консультация для педагогов "Сторителлинг- искусство увлекательного рассказа"
Цель: повышение профессионального умения педагогов в процессе активного ознакомления с технологией «сторителлинг»....