Консультация для родителей и воспитателей «Игры с буквами для дошкольников»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ткаченко Татьяна Константиновна

Консультация для родителей и воспитателей

«Игры с буквами для дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_strana_bukv.docx375.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Игры с буквами для дошкольников»

Консультацию подготовила: воспитатель: Ткаченко Т.К.

Дошкольный период – это один из главных периодов развития малыша. Именно в этом возрасте сформировывается личность ребёнка и его характер. Главная задача взрослых на этом этапе развития дошкольника – поддержать своего ребёнка, всецело помогать ему в процессе познания жизни и развития творческих наклонностей.

6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Как легко выучить с ребенком буквы?IMG-20250221-WA0057

Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:  Изучайте буквы, играя. Игра – это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.  Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» - «эм», на букву «п» - «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ». Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым. После изучения букв, достаточных для составления простого слова – начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро выучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лет. Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву. Предлагаем несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

«Кубики» Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные. Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз». При этом показывайте и на букву. Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же.

«Аппликация» Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину. Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата. Выбрав материал, садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал. При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А». После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы. Пусть ребенок сам выберет место для аппликации. Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно.

«Кто быстрее» В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку. Разбросайте на полу несколько одинаковых букв. По команде участники должны приносить буквы. Хвалим каждого. Обязательно повторяем звук буквы каждый раз. Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы. Заинтригуйте своего ребенка. И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого. «Пишем буквы» Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию. Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов. Где, чем и как писать? Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге. Мелом на доске или асфальте. Красками на бумаге. Палочкой на песке. Пальцам на муке или манке. Выложить буквы камушками на асфальте.IMG-20250205-WA0057

«Лепим буквы»

Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее. Лепить можно из соленого теста или пластилина. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква.

Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

«Дружилки»

Разложите картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например, СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой. Следующий ход ребенка. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку.

«Буквы на спине и в воздухе»IMG-20250205-WA0067

Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге. Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.

«Ассоциации»

Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква? Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать. Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы потому, что у каждой свой неподражаемый облик. Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

«Игра со счетными палочками, мозаикой, нитками» Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики. С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «Ниткография».

«Буквы из поролона» Взрослый может научить малыша делать буквы из гибкого, но прочного поролона, изгибая его в разных направлениях. Буквы из поролона сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например: «Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей "ручкой" (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – "ку-ку, ку-ку". Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз... Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер, и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ...» Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги. Лучше подбирать сочетание букв, которые имеют определенное значение – короткие слова или звукоподражания. Например: АУ – кричат в лесу, когда заблудились; ИА – кричит ослик; ОХ – говорят, когда что-то болит; НО – погоняем лошадь; БИ – гудит машина.

«Занятия на прогулке» На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

«Игры с красками и водой» Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.

«Изобразим алфавит» Еще раз обсудите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите самую знакомую малышу букву и предложите ему изобразить ее с помощью его собственного тела. Сначала можно показать образец выбранной буквы в книге или на карточке. Удачная идея – подключить к этой игре другого ребенка. Тогда можно изобразить и самые сложные буквы. Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?IMG-20250128-WA0045

«Ищем буквы и слова» Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. Найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах. Другое задание – отыскать определенное слово на странице текста или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова нужно ребенку дать на отдельном листке.

«Ярлыки» Хорошая подготовка к овладению чтением – запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например: можно использовать слова «шкаф», «стол», «окно» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей. "Игры для развития мелкой моторики"

Уважаемые родители, коллеги – воспитатели!Вашему вниманию предлагаю игры для развития мелкой моторики.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Почему так важн...

Консультация для родителей и воспитателей "Игры в период адаптации"

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Адаптация детей раннего возрастаЗакончился доясельный патронаж....

Консультация для родителей и воспитателей «Игра, как средство повышения двигательной активности детей в самостоятельной деятельности»

Чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в те...

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и воспитателей «Игры по нравственно – патриотическому воспитанию младших дошкольников»

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее вл...