5-6 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Светлана Михайловна Гува

Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Домашние животные зимой»

Picture background

 

                   

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]—[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.

Упражнение «Телеграф».

Совершенствование слоговой структуры слова

(трехсложные слова с одним закрытым слогом).

- Знаете ли вы, как называется детеныш коровы?

- Теленок.

-Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.

-Те-ле-нок. 

Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предварительно выясняя, чьи это детеныши.

Упражнение «Будь внимательным».

Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление  сущ. с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-)

- Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

- О ком это стихотворение?

- О домашних животных.

- Перечислите их названия.

- Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.

- А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении.

- Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Упражнение «Семейка слов».

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).

- Давайте образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога животных и их детенышей.

- Какие рога у козленка, теленка и ягненка?

- У них маленькие рога, рожки.

- У барана самые большие рога. Как их можно назвать?

- Рожищи.

-У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные?

- Рогатые.

- А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога.

- Мальчишки стреляют из рогатки.

- Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.

- Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.

- Давайте составим предложения с этими словами.

У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.

У барана большие закрученные рожищи.

Корова, коза и баран — рогатые домашние животные.

Мальчишки учатся стрелять из рогатки и т.д.

Упражнение «Кролики».

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Мы на ферме побывали,                Идут по кругу, держатся за руки.

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики                Прыгают по кругу, сделав «ушки» из

                                пальчиков.
То ложились,                                Ложатся.

То кружились                        Кружатся.

В прополочном домике.

Лапками стучали.                Хлопают в ладоши.

Весело пищали.                        Топают ногами.

Мы зверькам                                Идут по кругу, держатся за руки.

Не травки жесткой — Клеверу достанем...

Вырастайте                                Прыгают по кругу, сделав «ушки» из

С нежной шерсткой,                        пальчиков.

С круглыми хвостами.   К. Кубилинскас

Физкультурная пауза «Я, младешенька, Буренушку пасу».

Координация речи с движением, развитие общей моторики.

Я, младешенька, Буренушку пасу.            Идут в хороводе.

Я с Буренушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь,                Меняют направление движения.

Я медведю низко в пояс                        Останавливаются лицом в круг.

поклонюсь:
Дедушко, Медведушко,                        
Три раза низко кланяются.

Не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

                                                                                                Народная песенка

Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?»

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

- Хвост быка.

- Бычий хвост.

- Голова лошади.

- Лошадиная голова.

- Вымя коровы.

- Коровье вымя.

- Рога барана.

- Бараньи рога. (Собачий язык, овечья шкура, козье вымя, кошачьи усы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"

Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"...

Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...

Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные и х детеныши"

Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний  с помощью родителей. Материал поможет родителям закрепить с детьми данную лексическу...

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с телёнком. Коза с козлёнком"

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с теленком. Коза с козленком"....

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"

Игры и упражнения для педагогов и родителей....

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные весной"

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные весной"...

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные весной"

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные весной"...