Памятка для родителей «Правила успешного обучения чтению дошкольника»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Если Вы хотите научить читать ребенка до того как, он пойдет в школу, эта памятка для Вас. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем ниже перечисленным советам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 «Правила успешного обучения чтению дошкольника»

 

1. Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не столько длительность занятий, сколько их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — дошкольник не способен воспринимать длинные инструкции.

5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если его речь изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.

6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что подскажет ваша фантазия);

7. Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте: что сделано не так?

8. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами других детей — темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению:

1. В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах, и на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим отрывисто: "М!"

И букву М необходимо называть так же - [м]! Ни в коем случае не [эм], ведь говоря [эм], мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребенок сначала называет буквы слога - М, А и только после этого читаем сам слог: [ма].

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

3. Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

Упражнение «Составь словосочетание» Напишите на карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках):

новая                   платье

новый                игрушки

новое                   год

новые                  квартира

Упражнение «Какое слово потерялось?» Это упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, а сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть маленькие слова на место». Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его, например:

чай                     сахаром

кошка                диване

костюм               шкафу

собака                  забором

пришла                магазина

книга                  животных

    

Предложение + картинка. Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить следующее.

1. Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

2. К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

3. Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.

4. Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

5. Знаки препинания тоже нужно «читать».

6. Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Правила чтения книг ребёнку"

Памятка для родителей "Правила чтения книг ребёнку"...

Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей  с диагнозом: ТНР....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

Памятка для родителей "Правила чтения книг ребенку"

В данном материале даны двенадцать правил чтения книги ребенку: читать вслух и с выражением, сохранение зрительного контакта с ребенком, привитие ребенку уважения к книгам, дать возможность порассужда...

Памятка для родителей "Правила успешной дидактической игры".

Кодекс успешной дидактической игры: Краткий гид для мудрых родителей.Дидактическая игра — это не просто развлечение, а искусство обучения в действии.Наш сайт-памятка поможет вам освоить это иску...